Физики изучают темные силы и прочие темные явления

Пингвины в физике элементарных частиц

Пингвины в физике элементарных частиц: обычный, светлый пингвин (слева) и новый, темный пингвин (справа), появившийся в научной литературе всего пару недель назад. Изображения с сайта quantamagazine.org и из статьи R. Primulando, E. Salvioni, Y. Tsai, 2015. The Dark Penguin Shines Light at Colliders

В последнее время заголовки научных публикаций по физике элементарных частиц запестрели словами «темные силы», «темный сектор», «темная радиация» и даже «темные пингвины». Такой всплеск интереса к целому ряду темных явлений может означать, что физика частиц находится на пороге крупнейшего за долгое время открытия.

Научные революции не всегда начинаются с громкого открытия. Бывает, что идея вначале возникает лишь как забавная гипотеза, какое-то время обсуждается теоретиками — обсуждается так, между делом, никому не навязываясь и не привлекая к себе особого внимания публики, — а потом, под грузом неопровержимых доказательств и теоретических разработок, становится вдруг новой парадигмой. Таким путем шли знаменитые сейчас открытия в физике XX века; похоже, что нечто аналогичное происходит и сейчас. Хотя это не слишком афишируется в научно-популярных публикациях, но если внимательно присмотреться к заголовкам статей по физике элементарных частиц, то можно заметить постоянно мелькающее слово «темный» в непривычных для публики словосочетаниях.

Речь идет не про темную материю или темную энергию — эти-то субстанции уже давно на слуху. Речь про что-то новое: темные силы (dark force) и прочие темные явления. Количество посвященных им научных статей сейчас растет лавинообразно. Ладно, если бы это были только теоретические фантазии. Но ведь сейчас ставятся уже отдельные эксперименты по изучению темной силы на Тэватроне, в итальянском ускорителе DAFNE и в ускорительных центрах. Темную силу сейчас пытаются разглядеть даже в центре нашей Галактики.

Дальше — больше. Где темные силы, там и темное излучение (dark radiation). Темная материя, летающая в пространстве и излучающая темные электромагнитные волны, — это сейчас вполне обыденная тема научной публикации. Намеки на это темное излучение, между прочим, проступают и в астрофизических данных. Не исключено также, что источниками темного излучения в нынешней Вселенной являются темные звезды; правда, по этому поводу у физиков пока консенсуса нет.

Так или иначе, но на смену скучной темной материи приходит целый темный сектор (dark sector), в котором разворачивается своя, темная, жизнь. Судя по последним научным публикациям, физики буквально ринулись изучать эту новую сторону нашего мира — статьи, посвященные темному сектору, исчисляются уже сотнями. Как вам нравятся темные ядра, сигналы от темных атомов и темных антиатомов? А темные фотоны и темные хиггсовские бозоны, которые сейчас ищут на коллайдерах? Кстати, и Большой адронный коллайдер, который скоро начнет новый сеанс работы, тоже будет нацелен на изучение темного сектора — это физики уже говорят во всеуслышание.

Последний писк моды в этом научном направлении — это темные пингвины (dark penguins), которые обсуждались в появившейся две недели назад статье The Dark Penguin Shines Light at Colliders. Конечно, пингвины эти не настоящие, а «сделанные» из тяжелых элементарных частиц. Но такой темный пингвин может оказаться первой ласточкой в косяке новых темных эффектов, которые физики вот-вот обнаружат. И кто знает, может быть в реально существующих темных мирах, управляемых темными силами, будут светить (или темнить?) темные звезды, а на темных планетах будет зарождаться темная жизнь вплоть до настоящих темных пингвинов? Современная физика ищет ответы на эти темные вопросы.

Источник: R. Primulando, E. Salvioni, Yu. Tsai. The Dark Penguin Shines Light at Colliders // е-принт arXiv:1503.04204 [hep-ph] (13 марта 2015 года), а также другие темные публикации.

• Вячеслав Рогожин  | 01.04.2015 | 06:06 Ответить
    Как и было предсказано тёмными людьми, настал тёмный день мировой науки! Дополню: а ведь для тёмного мира как раз наши пингвины - тёмные...
    • SysAdam > Вячеслав Рогожин | 01.04.2015 | 06:26 Ответить
      Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.
      • Вячеслав Рогожин > SysAdam | 01.04.2015 | 09:52 Ответить
        Вихри враждебные веют над нами, Тёмные силы нас злобно гнетут...
  • DeadRa  | 01.04.2015 | 06:09 Ответить
    Лженаукой повеяло...
    А если серьёзно, то похоже, что весь учёный мир сошел с ума. Что за бред?!
    • SysAdam > DeadRa | 01.04.2015 | 06:22 Ответить
      Апрельская рыба. :)
      • Alextos > SysAdam | 01.04.2015 | 17:41 Ответить
        Для настоящего рыбака . . .
    • a_b > DeadRa | 01.04.2015 | 09:59 Ответить
      "Темные силы"! А что дальше?! "Вихри враждебные"? На торсионщину с Gravity Probe B потратили больше миллиарда!
      Струны настроить как следует не смогли! В ландшафтах, говорят, затерялись. Теперь под прикрытием темноты будут обстряпывать темные делишки!
      Немного утешают одни только пингвины, я так понимаю, символ информационной открытости ЦЕРНа. Вот скачаем ихние данные и выведем всю темноту на ясный свет! Или темного пингвинА не отмоешь добела?
      • mizar > a_b | 01.04.2015 | 23:56 Ответить
        Коллега а_б, да если каждого из нас белого да поскребсти как следует, то уверен, что наверняка вскроются тёмные пингменты в глубинке!
    • mizar > DeadRa | 01.04.2015 | 22:58 Ответить
      Стоп! Стоп, коллега! Не согласен я про вашу "лженауку"! Если эти "тёмные силы" есть лженаука, то что есть те, что были выпущены на волю ранее и на которых вся стандартная космологическая модель сегодня держится, это я про тёмную материю и тёмную энергию, которые вот уже 30 лет никак не могут найти ни в космосе ни на теватронах и баках! А ведь те тёмные бестии - основа целой теории Большого Взрыва, без которых вся наша космология - коту под капот! Я верю, что для того состояния, в котором находится сегодня физическая наука эти новость - единственное спасение от уныния и кризиса! Да к тому же никто в мире ещё кажется не отменял гениальный постулат Эйнштейна и Гейзенберга (если ошибаюсь, прошу поправить) о роли теоретической мысли в науке и о её плодотворном влиянии на окружающий нас мир: "наша реальность такова, какова принятая на сегодня теория"! Это гениальное высказывание при всей кажущейся его противоречии! Если большинство учёных перестанем следовать этому постулату, наука рухнет, ибо верх возьмут те единицы реакционных альтернативистов, которые свои псевдонаучные идейки ставят выше мнения большинства авторитетов науки! Большинство не может ошибаться, даже если и появятся со временем новые видения в устройстве физического мира, то это не может быть шоком для научного большинства, поскольку все понимают, что развитие науки бесконечно, а материя неисчерпаема! Здесь важно избежать воинствующего фанатизма альтернативщиков и не дать им ...опередить время, т.е. сделать открытие, когда человечество к нему не готово! Только пройдя тысячекратную проверку умом и сомнением большинства, только доработав новую "альтернативную" идею и получив более правильный теоретический результат, только тогда можно выпускать эту идею в открытый мир, на всеобщее обозрение, и не важно, кому эта доработанная новая теория будет потом принадлежать! История видит только такой путь развития науки, так было и с теорией Ньютона и Эйнштейна: многим приходили до-то-го новые идеи а доработали их до общепризнанной формы именно эти гении! А сегодня всем нам надо порадоваться за этот новый шанс для всех нас, членов великого братства физиков-теоретиков-реалистов и в очередной раз посмеяться над псевдоучёными неудачниками-альтернативщиками!
      • bopa > mizar | 05.04.2015 | 18:05 Ответить
        Вспомним историю с неэвклидовой геометрией и ее практической реализацией в ОТО...
        • mizar > bopa | 19.04.2015 | 21:48 Ответить
          Вы что-то хотели сказать?
          • AK47 > mizar | 28.05.2015 | 01:25 Ответить
            Почитайте скажем: Карл Фридрих Гаусс, биография + он же в Вике + Гаусс К.Ф. отрывки из писем и черновиков, относящихся к неевклидовой геометрии (всё есть в инете..) - удачи!
  • Вячеслав Рогожин  | 01.04.2015 | 10:22 Ответить
    Да и вообще... Все гораздо позитивнее... Потому как речь идет не о тЁмных, а о тЕмных силах! Темная радиация, темные пингвины... Все - по теме!
  • vaproseg  | 01.04.2015 | 10:35 Ответить
    Это попытка пошутить 1-го апреля. Вымученная и унылая - но автор старался в меру своего дарования...
    • ovz > vaproseg | 01.04.2015 | 12:55 Ответить
      Зачетная попытка. Судя по комментам некоторые даже купились.

Ссылки на препринты делают статью очень даже правдоподобной.
      • mizar > ovz | 01.04.2015 | 23:50 Ответить
        Этого не может быть! Будет обидно если это чья-то злая шутка, ведь сегодня так нужен новый и смелый прорыв в физике! Если даже темных сил и не существует, то их просто необходимо выдумать пусть на кончике пера, а там, если построить новые хорошие БАКи, то м.б. эти силы и откроют! Ведь, если есть темные материи, то обязательно д.б. и тёмные силы! Это же так очевидно! Почему никто не додумался до такого простого решения? Нужен новый Эйнштейн, ох как нужен!
        • bopa > mizar | 05.04.2015 | 18:10 Ответить
          Но ситуация "Эйнштейна" должна созреть. Необходима большая черновая работа всяких докторов-профессоров, чтобы созрел новый "Эйнштейн"! Надо знать где искать...
          • mizar > bopa | 19.04.2015 | 21:55 Ответить
            А я-то балбес, думал, что ситуация более чем созрела и более чем критическая, что в физике микромира, что в космологии! И хотя открытие бозона Хиггса как-то ситуацию в физике эл. частиц (правда, при этом закрыло суперсимметрию а с ней как это ни прискорбно - теорию струн) оптимизировало, то с тем, куда гипотеза БВ с её тёмными сущностями, загнала космологию, даже говорить противно! Не просто тупик, но крах и даже, пожалуй хуже того: ЭТО - ОШИБКА! Так что делать, народ?
            • AK47 > mizar | 28.05.2015 | 01:32 Ответить
              > Так что делать, народ?
              See: "Cosmology from quantum potential"
  • PavelS  | 01.04.2015 | 13:23 Ответить
    В каждой шутке есть доля правды. Мне интересно, какой процент правды в этой статье.
    • mizar > PavelS | 01.04.2015 | 23:58 Ответить
      ПавелС, я с вами абсолютно согласен: если тёмные силы реют над нам, то это кому-то нужно!
  • cpr  | 01.04.2015 | 14:45 Ответить
    пока челюсть летела к столу таки вспомнил какой сегодня день
  • guryan  | 01.04.2015 | 15:30 Ответить
    Темная материя - это просто.
    Так как в целом во вселенной не может быть разного количества противоположных зарядов, то это значит, что в ней существуют такие же области, состоящие из материи, имеющей положительную асимметрию (рис.5) гравитационных полей, которые никогда не будут доступны для органов нашего зрения.
    Это и есть та самая тёмная материя, которую пытаются разглядеть учёные. Галактики, звезды и планеты, со-стоящие из материи с положительной асимметрией гравитационных полей атомов, мы никогда не сможем увидеть, по-тому что частицы с положительным зарядом, излучаемые звёздами состоящими из темной материи, уменьшают и даже инвертируют разность потенциалов в молекулах родопина, которым мы обязаны зрением.
    По сути, это самый настоящий параллельный мир, с разумными обитателями которого мы никогда не сможем общаться непосредственно. Даже небольшой кусок вещества, состоящий из материи с положительной асимметрией, будет весить на Земле в 2000 раз больше, так же как и вещество нашего светлого мира на их планетах. Поэтому ни о каких взаимных посещениях не приходится даже и мечтать.
    Типичным представителем темной материи в нашем светлом отрицательном мире, является протон. Это такая же частица, как и электрон, но обладающая положительной асимметрией гравитационного поля. И из-за этой положи-тельной асимметрии гравитационного поля, протон притягивается Землёй почти в 2000 раз сильнее электрона.
    И именно это обстоятельство, по-видимому является причиной ложного утверждения, что тёмная материя составляет более 80% всего вещества вселенной.
    Наверное учёные, живущие на планетах из материи с положительной асимметрией гравитационных полей, то же самое говорят о нашей, светлой. Но на самом деле, количество темной и светлой материи во вселенной одинаково...
    Полностью здесь: https://yadi.sk/d/t_rMX8SwdUymp
    • mizar > guryan | 02.04.2015 | 00:08 Ответить
      gyruan, не читайте Викапедию, ибо правильно надо говорить не "тёмная материя", а "тёмное вещество", и доля его во вселенной составляет не 80%, а 23%. Иначе Игорь уличит вас в псевдонаучности
  • LyCo  | 01.04.2015 | 15:39 Ответить
    Если есть темные силы, должны быть где-то и светлые. Почему их скрывают от общественности? Это заговор - я вам точно говорю!
    • Скеп-тик > LyCo | 01.04.2015 | 16:47 Ответить
      Светлые силы хорошо заметны и любые несуразность сразу видны. Поэтому грантодатели режут финансирование на исследования светлых сил, чтобы их темные делишки не отсвечивали.
    • Tor-B > LyCo | 01.05.2015 | 18:44 Ответить
      На самом деле, беда не в том, что от нас скрывают светлые силы, а в том, какие из них важнее и тут наш с вами вопрос сродни древнему спору: что важнее Луна или Солнце? Тогда мудрецы нашли не сразу но наиболее логический ответ: "Луна важнее, поскольку Солнце свет днем, когда и без того светло, а вот Луна дает свет ночью. Ночью свет очень нужен".
      Тоже самое можно сказать и в нашем случае: Тёмные силы важнее, поскольку про Светлые каждая собака невчёная знает и пользы от этого для вчёного люду нет никакого, а вот про Темные никто и ничего не знает и будем надеяться ещё лет сто не узнает, зато скоко пользы от этого тем, кто этих Темных коровушек доит! И, главное, что всё честно, всё по-закону: а пойди докажи что Тёмной Энергии и Тёмной Материи не существует? Что, слабо! Не даром столько тужились теоретики, что бы придумать так, что и проверить-то их никто не мог: ну не наблюдаются эти сущности напрямую, нету методов против "Коли Сапрыкина"! Потому, принимайте, господа хорошие, всё на веру в ... господствующую Теорию, а как известно: какова эта самая на сегодня господствующая теория, такова и Реальность!
  • Скеп-тик  | 01.04.2015 | 16:43 Ответить
    Темная материя - артефакт пятнадцатимерного пространства. Обычных физических сил хватает на актуализацию барионно-лептонно-бозонной материи только в трех измерениях. Но гравитация распространяется через все измерения, в результате возникновение галактики в одном триплете измерений неизбежно приведет к гравитационной концентрации барионной материи в остальных четырех пространственных триплетах.
    Пять галактик оказываются в одном месте, с общим гравитационным полем, но совершенно невидимы друг для друга.
    Проблема темной материи решена без выхода за пределы Стандартной Модели!
    • mizar > Скеп-тик | 01.04.2015 | 23:33 Ответить
      Думаю, что всё гораздо проще! Вот прямое доказательство, что во Вселенной достаточно обычного, барионного вещества, но действительно тёмного, т.е. просто не видимого в наши астрономические инструменты прямого видения:
      статья "Скрытая масса. Что это такое", автор д.ф.м.н. Б.М.Шустова, институт Астрономии, РАН, Москва на сайте: www.federalspase.ru/186/
      Как говорится, на каждого тёмного теоретика довольно светлых наблюдательных данных! Вот теперь остаётся главный вопрос о котором я говорил выше: а пришло ли время эти наблюдательные данные пускать в широкое обсуждение и нет ли здесь ошибок, которые могут нанести непоправимый урон ныне действующей теории, где принята Тёмная Материя в качестве единственно способной объяснить дефицит материи во Вселенной, да и автор достоин ли быть принятым в клуб физиков-реалистов?
  • GaribalDI  | 01.04.2015 | 17:46 Ответить
    Присоединяюсь с поздравлениями автору и читателям с праздником!

Космологическая гипотеза 1.
    Наша вселенная представляет из себя некую пульсирующию субстанцию, с периодом пульсации 500-1000 миллиардов лет. Свет (любое излучение) "замкнут" этой пульсацией и, таким образом, не покидает пределов нашей вселенной и не нарушает энергетического баланса оной. По этой причине становится невозможным физическое (и визуальное в том числе) наблюдение нашей и соседних аналогичных вселенных. Более того, суб-частицы, (та самая, недостающая темная масса нашей вселенной, которую усиленно ищут) из которых состоит наша вселенная и из которых слагаются наши элементарные частицы, образуют своеобразный "мешок" (шар, сферу, локальное множество) в котором и происходят пульсации нашей вселенной и которые, возможно, и сами участвуют в этих пульсациях. По сути, наша вселенная представляет из себя тёмную дыру второго, или третьего, порядка. И период пульсаций в миллиарды лет - это "наши" года, наш отсчет времени. А для "внешнего наблюдателя" этот период может быть и меньше секунды. Более того, вполне возможно, что для внешнего наблюдателя мы, вообще, виртуальность! Даже и не пульсирующая, а просто виртуальность!
    Кстати, чуть не забыл, "в следующей пульсации" наш мир будет состоять из тёмного антивещества! Но, вот ирония судьбы, никто, "в следующей пульсации", этого факта не оценит!
    • mizar > GaribalDI | 01.04.2015 | 23:14 Ответить
      А вот и ещё один альтернативщик подул с гор в нашу уютную долину! Слабовато у вас, дарагой, с фантазией: пульсации в 1000 млрд. лет (что нулей жалко?), тёмные дыры 2-3 порядка (например, я точно знаю...один мужик сказал как-то, что ЧД имеют на порядок выше порядок, чем придумали вы), а что до следующей пульсации, так она уже...того...пульсанула в виде этой радостной новости!
  • napa3um  | 01.04.2015 | 17:52 Ответить
    Не надо было публиковать серьёзную статью первого апреля.
  • Rattus  | 01.04.2015 | 21:25 Ответить
    >Но такой темный пингвин может оказаться первой ласточкой в косяке новых темных эффектов

ЕвгенийШестаков-style, однако. Годно!
  • Aab  | 02.04.2015 | 00:15 Ответить
    Карлсон: -- А у Вас вся материя - чёрная!
    Фрекен Бок: -- Шалунишка! опять розыгрыш...
    Малыш: -- И энергия!
    Фрекен Бок: -- Маааааатильда!.. Займись его воспитанием.

:)

Отлично!
  • Anonymous  | 02.04.2015 | 02:15 Ответить
    Шутки шутками, но учёным неплохо-бы немного думать, когда они что-то придумывают.

Планета "Грязь", галактика "Смутный Путь", сверхскопление "Здесь" во вселенной, сформированной извечной борьбой Тёмной Материи и Тёмной Энергии - звучит как отрывок описания расы каких-нибудь Некронов Хаоса в компьютерной игре.

Впрочем, если вспомнить наши храмы, украшенные изображениями пыток и казней, наши книги, в которых убивать и умирать - нормально, а оживлять или хотеть жить вечно - преступление, фильмы, в которых Смерть превращают в балет сотнями способов, а Рождение остаётся чуть не постыдным физиологическим актом,
    не говоря уж о том, что твориться в реальной жизни - где нам место, как не Здесь?..

Концепция Сепира-Уорфа взывает к ребрендингу Вселенной!
    (выдохнул)
  • informix  | 02.04.2015 | 06:15 Ответить
    С "темной материей" и "темными пингвинами" мне более менее все ясно.

Но меня, после прочтения этой новости, с новой силой стала мучить давняя загадка, а именно - почему при езде по ухабистой дороге пассажиров на задней площадке автобуса трясет сильнее чем водителя? Вроде бы законы природы симметричны относительно обращения времени. Или все-так нет? Не здесь ли кроется проявление "стрелы времени"?
    • chech > informix | 02.04.2015 | 07:14 Ответить
      Это не в любом автобусе, а только в том, у которого двигатель спереди, разве нет?
    • cpr > informix | 02.04.2015 | 10:14 Ответить
      Это поле Хиггса скапливается позади автобуса, и не трясет , а просто гравитация флуктуирует.
      • Aab > cpr | 03.04.2015 | 08:37 Ответить
        Yes!!!!!
    • mizar > informix | 04.04.2015 | 20:19 Ответить
      А я думаю, что дело не в "стреле времени", а в флуктуациях реликтового излучения, которое пронзает нашу планету, приходя из той дали, когда вселенная только что вылупилась из космического яйца и вещество отделилось от излучения! Пространство стало очень быстро расширяться (включилась сама собой инфляция, вернее её 1-я ступень) и заработали земные законы физики квантового мира (почему и как - эти вопросы теория БВ не обсуждает, это - очевидный научный де-факт!): возникли флуктуации вещества и пространства, которые впоследствии стали зародышами галактик, и хотя галактики появились, но флуктуации не пропали а релаксировались в пространственные прогибы и коллапсы, которые нам не доступны для непосредственного наблюдения, поскольку они формируются из глыбин-затравок тёмной материи, но при определённых условиях всё же проявляются в виде взаимодействия с телами нашего реального мира, что мы и наблюдаем при езде в определённых земных инструментах, таких как автобусы и полуторки, сидя/стоя на задних площадках! Так что искать все наши беды надо в тёмных материях и в тёмных силах, существование которых сегодня не посмеет оспаривать ни один здравомыслящий учёный физик и особенно космолог. Вывод: познаем природу этих тёмных сущностей - сумеем управлять ими и сумеем строить автомобили в которых не будет тряски на задних площадках!
      • Tor-B > mizar | 01.05.2015 | 18:52 Ответить
        Вот пример умного ответа на умный вопрос! Всем бы так отвечать!
  • xolod  | 02.04.2015 | 10:57 Ответить
    всё давно известно с детского сада:
    в тёмном тёмном городе, на тёмной темной улице....
  • Aab  | 03.04.2015 | 08:39 Ответить
    Смех смехом.

Чувствую, что оные силы скоро понаоткрывают массово кафедры теологии в вузах, а потом потребуют, чтобы их "дисциплина" была "уважаема", в ВАК пролезут. А что, на Западе ж есть учёная степень доктора теологии?.. Чем мы хуже? Мы - лучше, мы вообще - the best in show.

Будут определять, какие работы по биологии, химии, физике и т.д. "соответствуют", а какие нет.

И ни разу не сомневаюсь, что представители других религий "за толику малую" (а может, и не малую) захотят тоже засесть в РАН и в ВАК. И наши право славные задницы найдут в лице их пятых точек поддержку в лучших своих начинаниях.

Вот это и будет межрелигиозное взаимодействие, часть его, к которому призывает всех нас наш дорогой Кецалькоатль Каа.
    • mizar > Aab | 04.04.2015 | 20:33 Ответить
      Уважаемый Aab, много к вам вопросов по поводку вашего "Смех смехом"! Почему "смех смехом", если всё - чиста правда! Почему про кафедры теологии на западе - в будущем времени, если там уже давно более чем теологические дисциплины (например, теории подобные БВ, против которых религиозные теории - детский лепет) не только "уважаемы", но и почитаемы и высоко оплачиваемы? Что за малодушие: а чем мы "хуже"? Да - не хуже, просто денёг не хватает, а так - ничем не хуже! А вот про великого Каа - согласный! Он на то и Каа, что велик и у нас нет оснований ...пока... в это не верить!