Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии

Вход в пещеру Leang Burung

Так выглядит вход в пещеру Леанг-Бурунг (Leang Burung), одну из комплекса парка-музея с пещерной живописью на острове Сулавеси около городка Марос (Maros). По датировкам плейстоценовых слоев в этой пещере установлено самое раннее присутствие людей современного типа в Юго-Восточной Азии — около 35 тысяч лет назад. Фото с сайта travel.detik.com

Археологи применили новый метод для датировок наскальной живописи в знаменитых пещерах острова Сулавеси в Индонезии. Они использовали кальцитовые бляшки, образовавшиеся поверх древних рисунков, то есть минералы более позднего возраста, чем сами рисунки. Оказалось, что эти кальцитовые образования имеют возраст около 40 тысяч лет, а значит, и наскальная живопись Сулавеси никак не моложе этого времени. Обобщив данные по возрасту различных известных наскальных рисунков в Европе и Азии, ученые заключили, что палеохудожники Юго-Восточной Азии не отставали от своих европейских современников, практикуя так же, как и они, сложную предметную живопись. Важно также, что художественные изображения животных и предметов появились повсюду раньше, чем упрощенная орнаментная живопись.

В осадочных известняках юго-западной оконечности острова Сулавеси, в Индонезии, существует целая сеть карстовых пещер. Эти пещеры хорошо известны археологам: с середины 30-х годов XX века там ведутся раскопки и найдено множество артефактов и костных остатков, а также около 90 мест с наскальными рисунками. Предполагалось, что люди заселили этот район около 35 тысяч лет назад — такой возраст был установлен по радиоуглеродному датированию остатков из последовательных плейстоценовых слоев в двух пещерах этого комплекса. При этом считалось, что рисунки гораздо моложе этого времени, так как влажные стены и потолки пещер подвержены сильной эрозии, поэтому им давали не больше 10 тысяч лет.

Группа ученых из индонезийских и австралийских лабораторий, ведущих комплексные исследования в этих пещерах, применила недавно опробованную методику для переопределения возраста наскальных рисунков. Вместо того чтобы использовать традиционный метод радиоуглеродного датирования костных остатков, они решили оценить возраст кальцитовых бляшек — натеков, образовавшихся поверх рисунков на стенах пещер. Эти бляшки — результат медленного осаждения карбоната кальция на каменной поверхности. Они выпуклые, имеют толщину около 1 см, образуют плотные группы, и рисунки под ними иногда еле просматриваются. Такую бляшку нетрудно снять, сделать тонкий поперечный шлиф и оценить возраст по тем или иным изотопам. В данном случае применялась датировка по изотопам урана. Современная аппаратура позволяет выполнить анализы в нескольких местах такого шлифа, то есть получить последовательные возрастные серии. Некоторые участки линий рисунков проходят по таким бляшкам, а поверх них высадились уже следующие слои кальцита. Поэтому имеется возможность очертить возрастные границы создания рисунка, оценив древность слоев, между которыми он «зажат».

Пример двух образцов и их анализов

Пример двух образцов и их анализов. Верхняя часть (a) — это фотография наскальной живописи с потолка пещеры, где хорошо видны два элемента — ладонь, отконтрастированная пигментом, и контурный рисунок бабируссы, эндемика Сулавеси. Кальцитовые бляшки и выветренные участки маскируют оба элемента, нужно приглядеться, чтобы их заметить. В середине (b) — прорисовки пигмента и бляшек, серым цветом закрашены отслоившиеся участки каменной поверхности. Внизу (с и d — образцы с рисунков бабируссы и руки соответственно) — оценки возраста двух бляшек, выполненные на разных участках шлифов. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Возраст 14 исследованных рисунков — контурных изображений и ладоней — оказался неожиданно древним, существенно больше предполагаемых 10 тысяч лет (полные данные приведены в таблице). Самой старой оказалась прорисовка неизвестного животного: возраст по урановым изотопам был оценен как 44 тысячи лет. Немногим моложе признаны были изображения ладоней, выполненные закрашиванием поверх наложенной руки. Их возраст близок к 40 тысячам лет. Выразительную бабируссу древний художник нарисовал около 37 тысяч лет назад.

Череп самца бабируссы

Так выглядит череп самца бабируссы. У самок клыки меньше, поэтому предполагается, что на наскальных рисунках изображены самки. Рисунок с сайта ru.wikipedia.org

Примерно тот же возрастной порядок, как это ни удивительно, имеет наскальная живопись Европы, известная нам многими примерами. Самый древний европейский рисунок — красное пятно из пещеры Эль-Кастильо — было сделано 40,8 тысяч лет назад (эти нижняя оценка возраста), наложенные на пятно ладони несколько моложе, им 37–35 тысяч лет; экспрессивная живопись пещеры Шове — 35 тысяч лет назад, рисунки пещеры Альтамиры — около 36–22 тысяч лет назад.

Датировки различных художественных мотивов из пещер северной Испании

Датировки различных художественных мотивов из пещер северной Испании. Оценки возраста проводились тем же методом — по изотопам урана в кальцитовых натечных бляшках. Самый старый образец — красное пятно O-83; такие рисунки делались выдуванием красящего пигмента на стену, так же, вероятно изготовлялись и отпечатки ладоней: на прижатую к стене ладонь так или иначе выдували пигмент. В Испанских пещерах рисование пятен и ладоней появилось раньше, чем контурные рисунки животных. Рисунок из статьи A. W. G. Pike et al. 2012. U-Series Dating of Paleolithic Art in 11 Caves in Spain

Сопоставляя датировки рисунков запада и востока, можно сделать удивительный вывод. Наскальная живопись Европы и Азии появилась и развивалась более или менее синхронно, эксплуатируя схожие мотивы и техники. Вряд ли теперь можно говорить о том, что азиатские художники переняли изобразительное искусство и художественные навыки у искушенных европейских предшественников. Либо оно появилось независимо и параллельно на двух сторонах континента, либо было унаследовано и теми и другими от центрально-азиатских (сибирских) палеоживописцев. Авторы работы склоняются к последней версии. Кроме того, они подчеркивают ранний возраст контурного рисунка бабируссы и делают вывод, что реалистичные животные мотивы появились вместе с символьными. Поэтому гипотеза о развитии изобразительных мотивов от орнаментов и знаков к реалистическим, фигуративным рисункам, скорее всего, не подтверждается.

Источник: M. Aubert et al. Pleistocene cave art from Sulawesi, Indonesia // Nature. 2014. V. 514. P. 223–227.

Елена Наймарк


16
Показать комментарии (16)
Свернуть комментарии (16)

  • pterosaurid  | 12.10.2014 | 16:17 Ответить
    Спасибо, Елена. Очень интересный метод.
    *на ушко* И что импонирует, без хваталок и держалок!
    Ответить
    • niki > pterosaurid | 12.10.2014 | 22:04 Ответить
      Как надоели ваши хваталки...
      Ответить
      • pterosaurid > niki | 13.10.2014 | 04:33 Ответить
        Увы, не мои! Эти термины ввела в обиход Элементов наша умница и красавица Елена Наймарк. Так что все лавры за генезис хваталок и держалок принадлежат ей.

        И между прочим, ее серьезно-хулиганский стиль популяризации науки весьма доставляет. В наш век серости и ватного образа мыслей статьи Елены долгожданны, искрометны и просто необходимы.

        Елена, я не слишком толст?
        Ответить
        • niki > pterosaurid | 13.10.2014 | 14:51 Ответить
          В статье этого нет. Вы спамите.
          Ответить
          • pterosaurid > niki | 13.10.2014 | 19:05 Ответить
            Зато Елена есть.
            Ответить
          • naimark > niki | 16.10.2014 | 22:59 Ответить
            Спасибо. Не слишком. Для меня - как раз в меру. Относительно "хваталок" и "держалок" я уже отвечала: словосочетание рука-манипулятор для меня звучит как масло масляное; лучше уж хваталка.
            Ответить
  • VladNSK  | 12.10.2014 | 23:26 Ответить
    Цитата: "Поэтому гипотеза о развитии изобразительных мотивов от орнаментов и знаков к реалистическим, фигуративным рисункам, скорее всего, не подтверждается."

    Если смотреть на древние ковры и горшки, то там вроде всё ровно наоборот шло: от реальных изображений к знакам и орнаментам.
    Ответить
    • coloneast > VladNSK | 14.10.2014 | 06:22 Ответить
      Ошибаетесь, во всяком случае в отношении "горшков".
      Ответить
      • napa3um > coloneast | 16.10.2014 | 12:27 Ответить
        Не думаю, что оформление горшков стОит обобщать до общей эволюции изобразительного искусства (несмотря на то, что это иногда единственное, что сохранилось для археологов). Изображение животных, судя по всему, появились первыми - это было способом запечатления целей для охоты, чтобы передавать их подрастающему поколению. А на горшках начали появляться орнаменты уже тогда, когда из "реализма" изобразительное искусство доросло до "абстракционизма", а технологии нанесения рисунка, возможно, ещё не были удобны для нанесения "реалистичных" изображений (или среди гончаров были преимущественно "абстракционисты").
        Ответить
        • deyteris > napa3um | 17.10.2014 | 23:02 Ответить
          "цели для охоты" - это весело. А ведь подобные объяснения встречаются и в серьезных учебниках.
          Ответить
          • napa3um > deyteris | 22.10.2014 | 21:42 Ответить
            А что не так с целями охоты? Изображённый на камне мамон - не обязательно аналог учебника, это может носить и ритуальный характер, или ещё какой. Важно, что изображается то, что важно. А источники пищи - важны.
            Ответить
            • sVv#14 > napa3um | 14.11.2014 | 15:00 Ответить
              А орнамент на костяном остроконечнике Вы тоже с целями охоты свяжете? Или будете как Окладников говорить, что круглые углубления на рисунке медведя - это раны, человек хотел ранить медведя. Круглые углубления просто на камне - это раны просто, безотносительно зверя.
              Ответить
              • napa3um > sVv#14 | 15.11.2014 | 14:37 Ответить
                Не очень понял вашего комментария, увы.

                Я говорю, что животное "проточеловек" царапает стены, "заземляя" доминирующие в своей голове образы. А доминируют образы того, что важно в жизни этого проточеловека. Важным может быть повторение одного и того же движения, образы этого движения - геометрия ("рисунок танца"), и так получается орнамент. А может быть важным визуальное представление основного источника пищи - так получается мамонт. Я подразумеваю бессознательную, "механическую" деятельность психики. Вы же, как мне кажется, подразумеваете некий "сознательный акт", "наделение точным сформулированным смыслом", и потому не можете принять моей точки зрения.
                Ответить
    • naimark > VladNSK | 16.10.2014 | 23:02 Ответить
      Ковры и горшки так или иначе орнаментированные появились гораздо позже наскальных рисунков. В статье обсуждается самые начала искусства в человеческом обществе.
      Ответить
      • sVv#14 > naimark | 14.11.2014 | 14:48 Ответить
        Уважаемая Елена, обратитесь к трудам академиков Окладникова и Деревянко. Из них Вы узнаете, что первые орнаменты были не на горшках, а на стенах пещер и на каменных и костяных остроконечниках (Деревянко). Особенно хорошо делать орнаменты на костяных остроконечниках, такие орнаменты наглядны и возникают параллельно и независимо у денисовцев, западноевропейских (классических) и восточноевропейских кроманьонцев. Кроме того, навешивание на себя браслетов и раковин - самая примитивная форма орнамента. Поэтому орнамент более древен, нежели фируративное изображение. Просто фигуративное изображение проще исследовать, его интереснее рассматривать и т.д. и т.п. Поэтому даже умница Окладников если на рисунке есть фигура и орнамент просто упоминает о существовании орнамента и сразу переходит к фигуре.
        Ответить
  • chief  | 30.12.2014 | 15:46 Ответить
    Уважаемая Елена!

    Обращаюсь с вопросом.
    Вы приводите данные (со ссылкой на таблицу), что самая старая дата, полученная для рисунков в Сулавеси - 44 тысячи лет.
    В таблице, действительно, цифра такая - 44.
    Однако в начале статьи статье говорится: "The earliest dated image from Maros, with a minimum age of 39.9 kyr, is now the oldest known hand stencil in the world."
    И в тексте статьи, об этом же рисунке: "At nearby Leang Barugayya 2, a large painting of an indeterminate animal (probably a pig) has a minimum age of 35.7 kyr".
    С чем связано такое расхождение?

    С уважением,
    А. Соколов
    Ответить
Написать комментарий


Элементы

© 2005-2017 «Элементы»