Земледелие возникло независимо в разных районах Плодородного полумесяца

Плодородный полумесяц (Fertile Crescent) — плодородные земли, названные так американским археологом Джеймсом Генри Брэстедом в его книге «Древние летописи Египта» («Ancient Records of Egypt») в 1906 году. С сайта ru.wikipedia.org

Введение в культуру диких хлебных злаков и становление земледелия происходило независимо в разных районах западной части Плодородного полумесяца 10 500–10 000 лет тому назад. О том, как шло развитие сельского хозяйства в восточных районах, сведений почти не было. Недавние совместные исследования немецких и иранских археологов наконец восполнили существующий пробел. Проведенные ими в иранских горах Загрос раскопки позволили получить очень подробную картину введения в культуру диких видов пшеницы. Произошло это 9800 лет тому назад, несколько позже, чем в западных районах «полумесяца».

Вопрос о том, когда и где человек «изобрел» сельское хозяйство, вызывает множество споров, хотя исследователи обычно соглашаются, что произошло это 12–10 тыс. лет тому назад где-то в пределах обширного региона, получившего у археологов название «Плодородный полумесяц». На карте он выглядит действительно как полумесяц, охватывавший низовья Нила, земли Леванта и Месопотамии. На этой территории весной выпадает довольно много (относительно окружающих очень засушливых регионов) осадков, а почвы характеризуются высоким плодородием. Плодородный полумесяц связывает районы древнего Египта и Месопотамии, и поэтому его справедливо считают колыбелью человеческой цивилизации.

Большинство исследователей полагают, что процесс возникновения сельского хозяйства растянулся на несколько сотен лет и протекал независимо в разных местах Плодородного полумесяца. Дикорастущие предки первых введенных в культуру растений (ячменя, пшеницы, чечевицы, гороха) распространены там довольно широко, но как происходил переход от охоты и собирательства к земледелию, не очень понятно. Очевидно только, что использование этих растений началось до введения их в культуру. Разные районы исследованы в разной степени, но до недавнего времени не хватало сведений о самой восточной окраине Плодородного полумесяца. Обычно предполагалось, что земледелие здесь возникло позже, а возможно, было привнесено извне. И вот наконец благодаря сотрудничеству археологов из Университета Тюбингена (Германия) и Иранского Центра археологических исследований пробел этот удалось ликвидировать. Раскопки были проведены в предгорьях гор Загрос (см. также Zagros Mountains), в местечке Chogha Golan на высоте 485 м. Велись они на территории площадью 3 га и до глубины 8 м, что позволило вскрыть 11 отдельных археологических горизонтов, охватывающих более чем двухтысячелетний период: от 12 до 9,8 тысяч лет назад.

A — карта-схема, показывающая расположение районов, для которых отмечено использование диких хлебных злаков. B — ступка и пестик из южного Леванта, датируется возрастом 14 000 лет. C — основания для жерновов в местечке Джерф эль Ахмар (Jerf el Ahmar), северная Сирия; 11 300 лет. D — крупный жернов из местечка Телль Абр (Tell’Abr), северная Сирия; 11 300 лет

A — карта-схема, показывающая расположение районов, для которых отмечено использование диких хлебных злаков (ячменя и нескольких видов пшеницы). Самая восточная точка — район Загрос (на территории современного Ирана), где проводили свои недавние исследования немецкие и иранские специалисты. Цифры, выделенные синим цветом, — примерные сроки (тыс. лет до настоящего времени) возделывания хлебных злаков. Зеленым цветом показаны сроки нахождения этих растений, но без признаков введения в культуру.
B — ступка и пестик из южного Леванта, датируется возрастом 14 000 лет.
C — основания для жерновов в местечке Джерф эль Ахмар (Jerf el Ahmar), северная Сирия; 11 300 лет.
D — крупный жернов из местечка Телль Абр (Tell’Abr), северная Сирия; 11 300 лет.
Из статьи: George Willcox. The Roots of Cultivation in Southwestern Asia // Science. 2013. V. 341. P. 39–40

Остатки растений, являющихся предками современных культурных, собраны в очень большом количестве. Это дикий ячмень (Hordeum spontaneum), разные пшеницы, в том числе пшеница беотийская (Triticum boeoticum) и пшеница двузернянка (Triticum dicoccoides), чечевица (Lens spp.), а также горох (Lathyrus spp.). Поскольку процесс перехода от собирательства до культивирования растений всегда очень растянут во времени и обычно недостаточно документирован археологическими свидетельствами, назвать точные сроки возникновения земледелия довольно сложно. Однако подробные данные, полученные в обсуждаемой работе, позволяют восполнить этот пробел.

Схема археологических слоев (XII–I) в раскопе на Chogha Golan. <i>Слева</i> — примерные калиброванные даты до настоящего времени

Схема археологических слоев (XII–I) в раскопе на Chogha Golan. Слева — примерные калиброванные даты до настоящего времени. Справа — гистограммы, показывающие распределение злака Aegilops, близкого родственника пшеницы, а также различных видов пшеницы (Triticum), дикого ячменя (Hordeum spontaneum), сорных растений (Arable weeds). Красные точки на археологическом профиле — места взятия проб. n — число семян и других растительных остатков, определенных для каждого горизонта. Из обсуждаемой статьи Riehl et al. в Science

Как видно на приведенной схеме, в самых древних археологических слоях (слои XI–IX, примерно 11 тыс. лет тому назад), отмечается возрастание доли дикого ячменя, тогда как разных видов пшеницы довольно мало. Большое количество мякины и остатков сорных растений в слое IX может свидетельствовать о культивировании диких предков современных культур, в частности чечевицы (данные в приложении, на схеме не показаны). В следующем слое (слой VIII, примерно 10 700 лет тому назад) уменьшается доля дикого ячменя, а возможно, и сорняков. Затем довольно быстро (слои V и IV, ранее 10 000 лет до настоящего времени) уменьшается доля всех растений кроме злаков, дающих мелкие семена, что исследователи интерпретируют как смену типа экономики. Однако позднее, после 9800 года, в большом количестве стали попадаться колоски окультуренной пшеницы двузернянки, крупные семена которой уже не могут распространяться сами, без помощи человека. В западных районах Плодородного полумесяца это произошло раньше, 10 500–10 000 лет тому назад. Показательно, что переход от собирательства к земледелию и в западных, и в восточных районах совпал по времени с одомашниванием козы, хотя охота продолжала еще играть определенную роль.

Источник: Simone Riehl, Mohsen Zeidi, Nicholas J. Conard. Emergence of Agriculture in the Foothills of the Zagros Mountains of Iran // Science. 2013. V. 341. P. 65–67. DOI: 10.1126/science.1236743.

George Willcox. The Roots of Cultivation in Southwestern Asia // Science. 2013. V. 341. P. 39–40.

• Helgi  | 10.07.2013 | 20:25 Ответить
    То есть сначала просто жевали пшеничные зерна, потом стали их молоть на примитивных каменных жерновах, а из получившейся муки и воды лепить лепешки и обжаривать на горячих камнях. Современный сапиенс на такой диете долго бы не выжил
    • VladNSK > Helgi | 12.07.2013 | 08:33 Ответить
      Во многих районах Индии и Китая до сих пор именно так и живут, только там рис вместо пшеницы.
  • doctortak  | 10.07.2013 | 23:00 Ответить
    Есть такой бородатый анекдот: Кости мамонтов находят на большой глубине, следовательно они жили в норах... Так и в этой статье простое перечисление обнаруженных при раскопках остатков растений и семян дикорастущих родственников культурных растений ещё не говорит о том, что их использовали в пищу. И разное количество остатков разных видов растений в разных слоях также не говорит о том, что перечисленные дикорастущие виды растений последовательно одомашнивались. На основе принципа Оккама самым простым объяснением будет предположение о климатических вариациях региона, при которых преимущества для роста в этой зоне в разные исторические эпохи имели разные виды дикорастущих растений. Вот если бы авторы нашли эти остатки растений и семян в сосудах, доказав, что первобытные люди их целенаправленно собирали, тогда да...
    Кстати, при перечислении видов обнаруженных растений переводчик в абзаце после второй картинки неверно перевёл слово. У него написано "... горох (Lathyrus spp.)". А виды рода Lathyrus - это виды чины, а не гороха. Да и "район Загрос" в иранской части т.н. плодородного полумесяца (см. подпись ко 2-й картинке) на самом деле представляет собой здоровенный и протяжённый горный массив, тянущийся почти от Армении до Персидского Залива. Это "переводческие" косяки.
    • Алексей Гиляров > doctortak | 11.07.2013 | 08:23 Ответить
      Имеется в виду Lathyrus sativus. Его (ее, чина - действительно более строго) употребляли в пищу, но не от хорошей жизни. Хотя гурманы в Италии и сейчас едят.Выражение "район Загрос" используют авторы статьи.
      • doctortak > Алексей Гиляров | 11.07.2013 | 18:17 Ответить
        Ну, если авторы пишут о "районе Загрос", то пусть, конечно, но обычно авторы-персы регион исследований на территории Ирана указывают более точно. Судя по карте, раскопки проводились на севере провинции Хузестан. Второй автор оригинала статьи - Мохсен Зейди - явный перс, видимо из местного провинциального университета в г. Ахваз. Они там много разных раскопок проводят. И судя по использованию термина "район Загрос", персидский соавтор черновик статьи до печати не видел, иначе бы обязательно исправил.
        Почему я зацепился за это - так просто места знакомые. Я там в своё время по линии Россельхозакадемии неоднократно бывал, и как раз на севере Хузестана, в треугольнике городов Дизфуль-Шуш-Шуштар. И в том числе отслеживал видовой состав культурных и дикорастущих видов семейства бобовых этой провинции. Довольно необычное ощущение прикосновения к глубокой древности в том регионе, когда стоишь на поле, возраст почти непрерывного возделывания которого чуть ли не в три раза больше, чем возраст египетских пирамид.
        Ну и ещё один момент. Довольно сложно по окаменевшим фрагментам растений, тем более быстро распадающихся в грунте травянистых бобовых, точно установить видовую принадлежность. Поэтому авторы и писали в статье - Lathyrus spp. или Lens spp. Аббревиатура "spp." в ботанической номенклатуре означает виды. А его сочетание с родовым названием, например тот же Lathyrus spp., означает принадлежность фрагмента растения к неустановленному виду рода Чина.
        Ну и в заключение хочу сказать спасибо Алексею Гилярову за возможность познакомиться со свежей и интересной статьёй из Science, тем более, что оригинал находится только в платном доступе. Ну а за придирки не обессудьте - это мой неистребимый отпечаток, ставший почти автоматическим после рецензирования многочисленных статей в одном из ВАКовских журналов.
        • Алексей Гиляров > doctortak | 12.07.2013 | 01:10 Ответить
          Спасибо за комментарий. Про обозначения sp и spp я осведомлен. Все авторы указывают в качестве места работы Тюбинген (Германия). Что касается статьи, то напишите первому автору автору и-мейл и попросите пдф. Он Вам с удовольствием пришлет пдф и полной версии и приложения, если уточните. Corresponding author. E-mail: simone.riehl@uni-tuebingen.de
    • Скеп-тик > doctortak | 11.07.2013 | 23:57 Ответить
      # обнаруженных при раскопках остатков растений и семян дикорастущих родственников культурных растений ещё не говорит о том, что их использовали в пищу.#
      В те времена ели всё, что сразу не отправляло на тот свет. Пример - современные бушмены, пигмеи и северные корейцы. На днях прочел, что даже клопы-щитовики, известные как "вонючки", вполне съедобны, если их несколько часов вымочить в холодной воде - исчезает запах и горечь. Это потом , при развитом животноводстве появились всякие запреты на еду: свинину у хананеев за 1500 л до н. э., кровавое мясо у арабов в 7 веке н.э., или мясо диких животных у масаев в конце 18 века н.э.
      А раньше - если есть концентрация отходов - однозначно собирали и ели.Возможно, охраняли угодья. А при истощении ресурсов выделяли неосыпающиеся колосья и появлялись "культурные линии" злаков.
      Впрочем, вряд ли этот переход был независимым. Земледелие изобрели в одном месте, а в другие места оно приходило по мере истощения природных ресурсов при росте населения.
  • Дон Рэба  | 31.08.2013 | 22:52 Ответить
    Ступки впечатляют, как на токарном станке вырезаны, трудно поверить что им 14 000 лет, кстати почему 14, а не 11??
    Чтобы уверено говорить ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, а не КУЛЬТИВИРОВАНИЕ РАСТЕНИЙ, нужны ОРУДИЯ ТРУДА, посредством которых ВОЗДЕЛЫВАЛИ ЗЕМЛЮ...что-то типа МОТЫГИ.
    Именно мотыги, поскольку даже НОЖИ-СЕРПЫ для прополки делянок-пяток не подойдут, чтобы утвердительно сказать что это ЗЕМЛЕДЕЛИЕ!!
    Тем кто делал такие ступки не составит труда сделать простенькую мотыгу: