«Прекрасный король в перьях» — новый динозавр из Китая

Т-рекс и прочие динозавры превратились в героев детских мультиков и прочей масс-культуры. Научное исследование этих существ и их родичей создает несколько другой образ. Изображение с сайта www.squidoo.com

Китайские палеонтологи назвали новый вид динозавра весьма поэтично — Yutyrannus huali, что означает «прекрасный король в перьях». Это один из примитивных динозавров из группы тираннозаврид. Но, несмотря на примитивность, он был гигантом весом в 1400 кг и к тому же одетым длинными шелковистыми перьями. Прежде считалось, что гигантским тираннозаврам перья ни к чему — у них нет физиологической задачи уменьшить теплоотдачу. Однако новые находки заставляют пересматривать функции перьевого покрова древних ящеров.

Все сколько-нибудь вовлеченные в современную жизнь люди знакомы с тираннозаврами. Парк юрского периода с его чудищами, дышащими паром в стекло и охотящимися на ненавистных адвокатов, милые мультяшные тирексики, добродушно прыгающие вокруг заблудившихся во времени детишек, зелененькие наклейки на ранцах и постеры с окровавленными зубастыми пастями — в общем, масс-культура вобрала тираннозавров в свое денежно-экономическое нутро. Но в каком бы гротескном виде ни представали тираннозавры перед публикой, палеонтологи продолжают собирать реальные факты об этих животных, ставших символом мелового мира.

В знаменитой формации Ляонин (см.: Fossils of Liaoning) на северо-востоке Китая, откуда в последние годы описаны многие находки позвоночных изумительной полноты и сохранности (см. Обнаружены два новых вида птерозавров, 10.10.2005; Предки птиц, возможно, были четырехкрылыми, «Элементы», 05.10.2009; В Китае нашли мохнатого динозавра, «Элементы», 25.03.2009), обнаружены еще три динозавровых скелета. Новый вид тираннозаврид из нижнемеловых отложений назвали Yutyrannus huali. Это название переводится как «прекрасный король в перьях»: Yu — на мандаринском наречии означает «перья», tyrannus на латыни — «властитель, король», а huali опять же на мандаринском — «красивый».

Такова относительно вольная реконструкция обличья ютираннуса

Такова относительно вольная реконструкция обличья ютираннуса (в интернете имеются еще более далекие от фактического положения дел реконструкции). © Lida Xing and Yi Liu. Изображение с сайта www.globalpost.com

Что же такого особенного в этих динозаврах? Их исключительность определяется сочетанием трех факторов. Во-первых, все остатки — превосходной сохранности, и имеется целых три скелета животных разного индивидуального возраста, так что можно выяснить, как эти животные взрослели. Во-вторых, это были гиганты под стать знаменитым тираннозаврам и тарбозаврам, к тому же с сохранившимися длинными нитевидными перьями. В-третьих, новый вид и род относится к примитивным представителям группы тираннозаврид, живших в начале мела (125 млн лет назад). До этой находки считалось, что первые, базальные, представители тираннозаврид были мелкими, а гиганты появились только в конце мелового периода. Кроме того, все гиганты по идее должны были быть покрыты чешуями, а не перьями. Теперь же палеонтологи убедились, что примитивные тираннозавриды могли быть и внушительными по размерам, и оперенными. Поэтому ютираннус вынуждает специалистов пересмотреть гипотезы и о происхождении и функциях оперения, и об эволюции гигантизма. Ну а потребитель масс-культа увидит в мультиках зеленых зверушек с длинным шелковистым плюмажем.

Отпечатки длинных покровных нитевидных структур вдоль плечевой кости Yutyrannus huali

Отпечатки длинных покровных нитевидных структур вдоль кости конечности (предположительно — плечевой кости) Yutyrannus huali. Изображение из дополнительных материалов (PDF, 939 Кб) к обсуждаемой статье в Nature

Перья в виде тонких нитей длиной 16–20 см располагались на шее, спине, ногах, вдоль хвоста. Это те места, где сохранились их отпечатки. Но естественно предположить, что длинными перьями могло быть покрыто всё тело ящера. Хочется представить, как порыв ветра раздувает это роскошное, ярко окрашенное, тонкое, легкое одеяние из перьев, но научная дотошность удерживает меня от подобных фантазий: ни цвет, ни строение перьев, ни их плотность и густота пока не известны. Возможно, что перья росли только пучками и служили для демонстрации сексуальных достоинств ящера.

Ютираннус совмещает примитивные и продвинутые черты тираннозаврид, их сочетание определяет место этого животного среди базальных представителей группы. Авторы сообщения в Nature подчеркивают, что уже в нижнем мелу существовало большое разнообразие видов и родов тираннозаврид. При этом население древнего Ляонина терроризировали одновременно два колоссальных хищника — Sinotyrannus и Yutyrannus. Это означает, что тираннозавры, по крайней мере в этой части света, стали доминирующей группой четвероногих.

Положение нового рода Yutyrannus на филогенетическом древе тираннозаврид

Положение нового рода Yutyrannus на филогенетическом древе тираннозаврид. Показано, что два верхних рода с видами-гигантами лишены оперения. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Самый большой из найденных экземпляров Yutyrannus достигал в длину 9 метров, а весил около 1400 кг, два других, судя по соотношениям длин бедренных костей, были в полтора раза меньше. По мере роста череп у этих ящеров становился массивнее и глубже, верхняя челюсть сужалась и увеличивалась по высоте; при этом относительный размер передних конечностей и лопаточных костей по ходу взросления уменьшался. Все эти тенденции индивидуального развития (кроме изменений лопаточных костей) проявляются у ютираннуса существенно четче, чем у специализированных тираннозаврид, живших на 60 млн лет позже.

Источник: Xing Xu, Kebai Wang, Ke Zhang, Qingyu Ma, Lida Xing, Corwin Sullivan, Dongyu Hu, Shuqing Cheng, Shuo Wang. A gigantic feathered dinosaur from the Lower Cretaceous of China // Nature. 5 April 2012. V. 484. Pp. 92–95.

• olegov  | 11.04.2012 | 22:35 Ответить
    Встает интересный вопрос, а не связана ли потеря последними видами перьев с последующим вымиранием?..

А вообще долгожданная статья, давно китайцы не радовали уточнением древа динозавров.
    • naimark > olegov | 11.04.2012 | 23:07 Ответить
      принято считать (и так и написано в статье), что потеря перьев связана с увеличением размеров. При большом объеме тела и относительно малой поверхностью специальная теплозащита не требуется. Так объясняется, например, потеря шерсти у слонов и других крупных животных. Если у крупного животного шерсть имеется, то это может означать, что это животное приспособилось к холодному климату.
      А про китайцев - они еще и не то найдут! Видели бы Вы, как они копают - носом землю роют прямо! У них министр образования и науки бывший геолог. Потому он в эти раскопки кучу денег вкладывает.
      • olegov > naimark | 12.04.2012 | 09:29 Ответить
        Ну это принятая теория и вполне логичная. Причина понятна. Вопрос со следствием, не повлияла ли потеря перьев и укрупнение видов на последующее вымирание. Т.е. случись смена биоценозов, когда динозавры были мельче и оперенными может они и не вымерли бы?

Да китайцы радуют находками, еще совсем недавно с их территории вообще не было находок, зато потом пошли валом, от докембрийской фауны, до динозавров, и гоминид. Причем многие помогли заметно уточнить если не полностью изменить имеющиеся теории. Остается надеятся что их запал не пропадет.
  • Вячеслав Рогожин  | 12.04.2012 | 16:43 Ответить