Голос и объятия одинаково важны

У усатого голоспина (Pteronotus parnellii) окситоциновые нейроны концентрируются в слуховых отделах мозга, что косвенно указывает на взаимосвязь звуковой стимуляции и выработки гормона окситоцина. Фото с сайта inriodulce.com
У усатого голоспина (Pteronotus parnellii) окситоциновые нейроны концентрируются в слуховых отделах мозга, что косвенно указывает на взаимосвязь звуковой стимуляции и выработки гормона окситоцина. Фото с сайта inriodulce.com

Ученые исследовали различные виды внешних стимулов, приводящих к выделению нейрогормона окситоцина. Этот гормон принимает самое деятельное участие в регуляции социального поведения у млекопитающих, не исключая и человека. Он участвует в распознавании знакомых индивидуумов, формирует доверительные отношения, регулирует надежность супружеских связей и т. д. Считалось, что окситоцин выделяется в ответ на тактильный контакт; теперь выяснилось, что с тем же успехом его выделению способствует и голос. Возможно, именно в этом следует искать разгадку влияния «чарующих» голосов.

Окситоцин — нейропептид, который, как известно, не только участвует в физиологической подготовке женского организма к родам и лактации, но играет важнейшую роль в формировании социальных связей. Этот гормон появился у млекопитающих, вероятно, в связи с возникшей необходимостью регулировать мышечную деятельность во время родов и лактации. Так как возникший способ рождения и выкармливания детенышей нужно было синхронизировать с новым способом поведения матери и детеныша, то окситоцин взял на себя роль регулятора отношений между матерью и малышом.

Вспомним, например, исследование по сравнению уровня окситоцина у детишек, воспитанных родными и приемными мамами (Биохимические основы любви закладываются в младенчестве, «Элементы», 02.12.2005). У приемышей уровень окситоцина оказался существенно пониженным по сравнению с обычными семейными детьми, даже с учетом благополучной текущей семейной ситуации в обоих случаях. Так или иначе, окситоцин оказался вовлеченным во многие межличностные взаимодействия: он заставляет людей больше доверять друг другу (Окситоцин делает людей более чуткими к добрым словам, «Элементы», 17.12.2008), повышает нашу щедрость и способность к благотворительности (Гены управляют поведением, а поведение — генами, «Элементы», 12.11.2008), помогает улаживатьмежличностные конфликты и стимулирует предприимчивость (Самцы после спаривания становятся спокойнее и смелее, «Элементы», 16.10.2007). Не случайно этот гормон называют «веществом дружбы».

Считается, что окситоцин вырабатывается в ответ на тактильный контакт. Не случайно в проявлениях дружбы и любви, при установлении связей между матерью и ребенком необходимы различного рода прикосновения, пожатия и объятия. Какая еще стимуляция, помимо тактильной, способствует выбросу окситоцина? На этот вопрос ответили ученые из Висконсинского университета в Мэдисоне и Висконсинского национального исследовательского приматологического центра. Они доказали, что точно так же, как и тактильные стимулы, на выработку окситоцина влияет голосовая стимуляция.

Чтобы это доказать, был поставлен эксперимент с участием мам и дочек. В эксперименте участвовала 61 девочка от 7 до 12 лет. Этот возраст вполне позволял исключить влияние женских гормональных циклов, но в то же время девочки были достаточно взрослые, чтобы понять все требования эксперимента. В эксперименте девочка подвергалась действию стрессового фактора (должна была выступить перед публикой со стишком и решить простую задачку «у доски»).

В ответ на стресс вырабатывался гормон кортизол. Уровень кортизола легко отслеживать, и по его концентрации можно судить о действии стрессовых факторов. Предполагалось, что окситоцин устраняет последствия стрессовых воздействий, поэтому общение с мамой — спасительная выработка окситоцина — должно было помочь девочкам пережить неприятности. Уровень окситоцина измерялся в моче. Сейчас считается, что это вполне допустимый метод оценки уровня этого гормона. Параллельное измерение уровня кортизола и окситоцина должно было показать, как окситоциновая «скорая помощь» снимает стресс.

Изюминка эксперимента (довольно тривиального, нужно сказать) состояла в том, что девочек разделили на три группы, а не на две — экспериментальную и контрольную. Экспериментальных групп было две. В одной девочки общались с мамой непосредственно, а во второй по телефону. То есть во второй группе полностью исключалась зрительная и тактильная стимуляция. Девочки контрольной группы для снятия стресса после выступления шли смотреть нейтральный фильм. Девочки из двух экспериментальных групп шли смотреть тот же фильм после 15-минутного общения с мамами. Так что в итоге мы сравниваем три графика: контрольную группу, «тактильную» и «голосовую».

Уровень кортизола у девочек в течение эксперимента. Зеленая стрелка — выступление перед публикой, то есть стресс. Розовая стрелка — общение с мамой. Синяя линия — телефонное общение, красная — непосредственный контакт. Черная линия обозначает группу, отправленную в кино. График из обсуждаемой статьи в Proceedings of Royal Society B
Уровень кортизола у девочек в течение эксперимента. Зеленая стрелка — выступление перед публикой, то есть стресс. Розовая стрелка — общение с мамой. Синяя линия — телефонное общение, красная — непосредственный контакт. Черная линия обозначает группу, отправленную в кино. График из обсуждаемой статьи в Proceedings of Royal Society B

Как и ожидалось, стресс после выступления испытали все девочки. Зато девочки, общавшиеся с мамами, преодолели его гораздо быстрее, чем те, которых просто отправили в кино. Тактильная группа справилась со стрессом быстрее, чем голосовая, но уже через час после стресса эта разница оказалась статистически незначимой. Ничего удивительного тут нет: все знают, что мама, погладив и поговорив, успокоит лучше, чем самый распрекрасный мультик.

Уровень окситоцина у девочек. Синяя линия — телефонное общение, красная — непосредственный контакт. Черная линия — контрольная группа. График из обсуждаемой статьи в Proceedings of Royal Society B
Уровень окситоцина у девочек. Синяя линия — телефонное общение, красная — непосредственный контакт. Черная линия — контрольная группа. График из обсуждаемой статьи в Proceedings of Royal Society B

Но зато уровень окситоцина у девочек из тактильной и голосовой группы оказался совершенно одинаковым! Мы не знаем, какие еще гормоны помимо окситоцина вырабатывались в ответ на материнское участие и таким образом снижали уровень кортизола у девочек, но окситоцин в обоих случаях работал с одинаковой интенсивностью. Прикосновение и голос оказались одинаково важными стимулами для выброса окситоцина.

Ученые рассуждали о значимости этого открытия в свете проблемы происхождения окситоцина в частности и голосовой стимуляции поведения в целом. Голосовая стимуляция появилась существенно раньше — на 200 млн лет, — чем окситоцин. Поэтому окситоциновая регуляция наложилась или приспособилась к уже существующему гормональному аппарату звуковой стимуляции, а вовсе не была изобретением млекопитающих.

Однако важнее этих рассуждений другое. Эта работа служит материальной базой для поиска механизмов действия голоса и других звуков на психическое состояние человека. Например, всем известно, как радикально меняют настроение и отношение к говорящему «волшебные», «чарующие», «гипнотические», «возбуждающие» голоса. Это исследование устанавливает прямую связь между голосовой стимуляцией и нейропептидами, регулирующими межличностные отношения. Так что эта работа может дать начало целой ветви исследований по изучению физиологической основы голосового и музыкального воздействия на поведение человека.

Источник: L. J. Seltzer, T. E. Ziegler, S. D. Pollak. Social vocalization can release oxytocin in humans // Proceedings of Royal Society B. Published online before print. May 12, 2010. Doi: 10.1098/rspb.2010.0567.

Елена Наймарк


16
Показать комментарии (16)
Свернуть комментарии (16)

  • SysAdam  | 19.05.2010 | 10:44 Ответить
    А почему бы тогда и четвертую группу было не создать, которая бы общалась с мамами посредством интернета, например через некоторую социальную сеть, или чат. И какие выводы можно будет сделать, если окажется, что от "виртуального" общения стресс так же проходит быстрее?
    Ответить
    • Tiss > SysAdam | 19.05.2010 | 12:16 Ответить
      Не думаю, что в случае использования Интернета (социальная сеть, чат) результат был бы иным или хуже. Вполне вероятно, что эффект наоборот усилился бы, поскольку к звуку голоса можно было бы добавить и видео изображение (например при использовании скайпа). С уваж. Tiss.
      Ответить
      • SysAdam > Tiss | 19.05.2010 | 13:35 Ответить
        Я подразумевал текстовое общение.
        Ответить
      • naimark > Tiss | 20.05.2010 | 16:06 Ответить
        Ну да, можно было бы проверить. Вообще, можно было бы много контрольных групп насобирать. Например, снабдить девочек фотографиями матерей. Или положить записочку от мам. Результат может получиться неожиданным. Только видео нельзя подключать,так как видео объединяет несколько стимулов, тут и голос, и мимика, и характерные движения и т.д.
        Ответить
    • nan > SysAdam | 19.05.2010 | 15:35 Ответить
      >>Эта работа служит материальной базой для поиска механизмов действия голоса и других звуков на психическое состояние человека.
      Эта работа просто показала специфику действия одного из нейромедиаторов, определяющих один из специфических эмоциональных контекстов восприятия-действия базового уровня (в отличие от более частных контекстов, регулируемых перераспределением внимания, т.е. выделение активностей не с помощью специфичного нейромедиатора, а с помощью торможения-возбуждения зон).
      Ответить
    • reshetov > SysAdam | 20.05.2010 | 17:05 Ответить
      нужна была контрольная группа девочек, которая бы копала яму лопатами. возможно кортизол снижается от какого-то активного действия. причём чем более действие утомительно, тем сильнее снижается кортизол. у тех, кто смотрел фильм, активность была минимальна.
      Ответить
  • Алексей Гиляров  | 19.05.2010 | 11:31 Ответить
    Спасибо Лене Наймарк за ясное изложение сути весьма интересной работы. И показательно, что опубликована она в Proceedings of Royal Soc. Ser. B - в каждом номере этого британского журнала есть что-нибудь по-настоящему интересное!
    Ответить
    • naimark > Алексей Гиляров | 20.05.2010 | 15:59 Ответить
      Это верно, в Proc.Royal Soc.B можно найти статьи на все вкусы и интересы, мне нравится именно тематическое разнообразие журнала.
      Ответить
  • yog  | 23.05.2010 | 00:02 Ответить
    Исследование не совсем полное. Надо было организовать еще 4-ю группу -- тех, кто слушал магнитофонную запись утешения.

    Я не хочу затевать здесь дискуссию о дистанционном невербальном воздействии -- с одной стороны, оно активно используется спецслужбами, с другой стороны -- не менее активно опротестовывается научным сообществом, неспособным адекватно исследовать природу этих феноменов.

    Однако, с точки зрения обсуждаемой статьи, это воздействие является еще одним НЕЗАВИСИМЫМ фактором, действующим ОДНОВРЕМЕННО с голосом, и его игнорирование, если подходить строго, искажает результат. Поэтому и нужна 4-я группа: если и в ней уровень окаитоцина был бы таким же, как и в 2-х экспериментальных, то можно было бы сказать, что дистанционное невербальное воздействие (которое тоже тесно связано с выработкой нейромедиаторов и окситоцина в частности) в данном случае не играет особой роли.
    Ответить
    • Olexa > yog | 29.05.2010 | 01:37 Ответить
      Ерунда получится: магнитофонная запись не будет интерактивной.
      Ответить
      • yog > Olexa | 31.05.2010 | 00:39 Ответить
        Вот именно -- это будет ЧИСТОЕ звуковое воздействие. А текст записи можно либо подобрать так, чтобы он был универсальным, либо просто попросить родительницу сказать что-то ободряющее (типа "Ты молодец! Я тебя люблю!") -- ведь в общем-то ситуация достаточно определена.
        Ответить
  • Olexa  | 29.05.2010 | 01:36 Ответить
    А почему уровень кортизола отличался по группам до общения с мамами?
    Ответить
    • yog > Olexa | 31.05.2010 | 00:42 Ответить
      Наверное, разная индивидуальная реакция на стрессовую ситуацию.
      Ответить
      • Olexa > yog | 02.06.2010 | 00:48 Ответить
        А почему она разная? Выборка плохая? Или испытуемые знали заранее о методе, которым их будут успокаивать?
        Ответить
        • yog > Olexa | 02.06.2010 | 09:29 Ответить
          Кортизол связан с реакцией на стресс (в данном случае -- психологический.) Но психологическое восприятие даже одной и той же ситуации (допустим, когда два субъекта стоят рядом другс другом и слышат и видят одно и то же) -- вещь весьма индивидуальная и зависящая от множества параметров -- начиная от физической конституции и генетики, и кончая индивидуальными метеотропными реакциями, отношениями в семье, историей развития личности и фазами биологических циклов (и прошлыми жизнями, если быть уж совсем точным).

          К тому же испытуемые выступали не все одновременно, а по очереди, а это значит, что ситуация для них тоже хоть чуть-чуть, но отличалась (например, зрители вели себя не строго одинаково). Вот вам и разница.
          Ответить
  • Dmitry_N  | 01.02.2013 | 06:31 Ответить
    Известны ли аналогичные исследования для семейных пар?
    Дайте, пожалуйста, ссылку.

    Проблема чисто практическая - в том, что аналогичным образом (при очень хороших отношениях в семье) не удается вытащить человека из длительного стресса.
    Ответить
Написать комментарий


Элементы

© 2005-2017 «Элементы»