Геном неандертальцев прочтен: неандертальцы оставили след в генах современных людей

Реконструированные портреты неандертальцев. Все они изготовлены на основе реальных костных остатков. Любопытно, что для современного зрителя эти портреты по-человечески эстетичны, несмотря на существенную биологическую разницу между изображенными и зрителями. Не потому ли, что неандертальцы оставили нам в наследство свои гены? Реконструкции с сайта truthopia.wordpress.com

Ученые, работающие в рамках международного проекта по прочтению ядерного генома неандертальца, завершили расшифровку значительного объема информации. Они выявили важнейшие гены, отличающие человека разумного от его ближайшего гоминидного сородича — неандертальца. И более того, удалось надежно подтвердить версию о скрещивании неандертальцев с древними европейцами.

В 2006 году стартовал проект по прочтению генома неандертальцев (Neanderthal genome project), о чём можно прочитать в заметке Полный геном неандертальца будет прочтен через два года («Элементы», 20.11.2006). Руководитель этого грандиозного и многообещающего проекта Сванте Пеэбо (Svante Pääbo) из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Max-Planck Institute for Evolutionary Anthropology) обещал доложить о результатах работы через 2 года, но как мы видим, ему потребовалось на это 3,5 года. Зато и результаты исследования стали неожиданными не только для публики, но и для самих исследователей. Несмотря на собственную предвзятость, генетики доказали, что древние сапиенсы всё-таки скрещивались с неандертальцами.

Способны были сапиенсы скрещиваться с неандертальцами или нет — этот вопрос всегда вызывал горячие споры. Находились аргументы как в пользу скрещивания, так и в пользу чистых линий; в ход шли и морфологические, и генетические критерии. Главным аргументом сторонников чистых линий было отсутствие следов гибридизации митохондриальных ДНК сапиенсов и неандертальцев. Адепты скрещивания неандертальцев и сапиенсов апеллировали, например, к изящным исследованиям дивергенции гена микроцефалина (см.: Получено генетическое подтверждение скрещивания наших предков с неандертальцами, «Элементы», 13.11.2006). Но все доводы были косвенными, и, как это всегда бывает с косвенными доводами, они только разогревали оппонентов, никого особенно не убеждая. Все ждали результатов прочтения ядерного генома неандертальцев.

Материалом исследования послужили кости из пещеры в Хорватии; возраст образцов оценили радиоуглеродным методом как 38 000 и 44 000 лет, так как образцы были извлечены из разных слоев пещеры. (Здесь отмечу, что митохондриальный анализ показал высокую идентичность образцов с разными возрастами, так что предположительно их обладатели были близкими родственниками. Тогда что же делать с определением возраста? Ученые пока не прокомментировали это противоречие.) Конкретные кости были выбраны, в частности, из-за того, что ими прежде не слишком интересовались археологи, поэтому не успели захватать их руками и внести изрядную долю собственной ДНК.

Генетикам сразу же удалось доказать, что они имеют дело не с остатками неандертальских мужчин, как предполагали археологи, а с костями трех неандерталок. Прочтения первых участков генома подталкивали исследователей к мысли, что скрещивания не было, так как никаких следов гибридизации не нашлось (см.: Геном неандертальца почти прочтен, осталось в нем разобраться, «Элементы», 17.02.2009).

И вот, наконец, реконструировано и очищено от загрязнений и ошибок 2/3 генома — это примерно 4 млрд нуклеотидов. Чтобы получить запись неандертальского генома, потребовалось выбросить из рассмотрения всю микробную составляющую материала: ясно, что именно микробы оказались наиболее многочисленными «загрязнителями» древних остатков. Эта работа оказалась исключительно трудоемкой и во многом новаторской (она подробно описана в отдельной статье в Science, см.: Targeted Investigation of the Neandertal Genome by Array-Based Sequence Capture).

Для отделения человеческой составляющей от микробной сначала воспользовались библиотеками известных микробных генов и исключили их. Затем обработали неандертальские образцы специальными ферментами, разрушающими только микробные гены. В результате в образцах осталось не так уж и много генов микроорганизмов. Далее оценивали присутствие любых маммальных генов с учетом всей имеющейся информации в современных биоинформационных библиотеках. Также генетики оценили привнос генов современных людей — всё же эти образцы побывали в руках исследователей. По митохондриальной ДНК можно судить об объеме этих загрязнений — около 1%.

Нужно подчеркнуть, что только развитие геномики и создание глобальных библиотек с доступными и унифицированными сведениями сделало подобную работу возможной. Чем внимательнее вчитываешься в методическую часть работы, тем яснее становятся фантастические возможности и ошеломительные перспективы этой новой области науки.

Геном неандертальцев и современных людей отличается на 0,16%. С одной стороны, отличия невелики. С другой, можно увидеть, какие именно отличающиеся гены составляют нашу «разумную» сущность — иными словами, какие гены имеются у современных людей, но отсутствуют и у шимпанзе, и у неандертальцев. Это гипотетические элементы, которые не унаследованы от общего предка и появились только после расхождения ветвей современного человека и неандертальца. Таких сугубо современных элементов — нуклеотидных замен в генах — нашлось 78. Некоторые из этих нуклеотидных замен могут быть нейтральными (они могли закрепиться в результате обычных демографических процессов, бутылочных горлышек и т. д.), другие же могут иметь и адаптивное значение.

Так вот, нашлось 5 таких генов, которые несли по несколько указанных нуклеотидных замен. Эти гены и, соответственно, эти мутации, очевидно, адаптивны для современных людей, иначе бы эволюция не обратила бы на них столь пристального внимания. Это гены, связанные с функциями кожи, мыслительной деятельностью, энергетическим обменом (см. статью в Science Targeted Investigation of the Neandertal Genome by Array-Based Sequence Capture).

Надо заметить, что нашлись и такие мутации, которые были у неандертальцев, но отсутствовали у человека и шимпанзе. Их функции неизвестны. Также определены гены, которые присутствуют в геноме неандертальцев в явно большем числе копий, чем у современных людей. Их назначение тоже пока неизвестно. Генетики и биоинформатики в ближайшие десять лет без работы явно не останутся.

Были определены 78 нуклеотидных замен, которые отличают современного человека (справа) от неандертальца (слева). Указаны функции 5 генов, для которых характерны множественные замены. Одни из них активны в коже и волосах, явно участвуют в создании «человеческой» внешности и особенностях зрительного восприятия (CAN15). Другие, очевидно, связаны с мыслительными особенностями человека. Один из генов определяет активность сперматозоидов — вероятно, он эволюционировал под действием полового отбора. Рис. из обсуждаемой статьи в Science «Close Encounters of the Prehistoric Kind»
Были определены 78 нуклеотидных замен, которые отличают современного человека (справа) от неандертальца (слева). Указаны функции 5 генов, для которых характерны множественные замены. Одни из них активны в коже и волосах, явно участвуют в создании «человеческой» внешности и особенностях зрительного восприятия (CAN15). Другие, очевидно, связаны с мыслительными особенностями человека. Один из генов определяет активность сперматозоидов — вероятно, он эволюционировал под действием полового отбора. Рис. из обсуждаемой статьи в Science Close Encounters of the Prehistoric Kind

Самые замечательные результаты были получены при сравнении реконструированного генома неандертальцев с генными последовательностями 5 современных людей — европейца, коренного китайца, жителя Папуа Новой Гвинеи и двух коренных африканцев из Южной и Западной Африки.

По уровню генетических различий геном неандертальца оказался больше похож на европейцев, азиатов и папуасов, чем на африканцев. Это ясно следует из результатов попарного сравнения генов неандертальцев и современных представителей разных частей света. Тут привлекались дополнительные данные по современным людям для нивелирования индивидуальных и демографических отличий. Ученые выбирали для сравнения только те гены, которые несли продвинутые варианты аллелей по сравнению с вариантами шимпанзе.

Оценивались различия между генами неандертальцев и одной из народностей, скажем европейцами, и между неандертальцами и следующей народностью, например китайцами (азиатами). Затем вычисляли различия между выбранной парой современных людей (в данном примере — между европейцами и азиатами). После оставалось оценить разницу между неандертальцами и современными людьми, с одной стороны, и выбранной современной парой, с другой. Если продвинутые гены встречаются с одинаковой частотой у неандертальцев и двух других народов и не отличаются от уровня различий между современной парой, то общий уровень различий будет равен 0. Если неандертальцы больше отличаются от одного из народов, чем от другого, то общий уровень различий отклонится от нуля в сторону пары, включающей эту народность.

Такой метод анализа применялся впервые и дал замечательные результаты. Оказалось, что продвинутых аллелей больше у неандертальцев, европейцев и азиатов и папуасов. А вот африканцы продемонстрировали меньше сходства со всеми этими выборками. Так что жители современной Евразии имеют примерно 1–4% неандертальских генов, а в геноме африканцев неандертальских следов существенно меньше.

Проведенные статистическим изыскания генетики дополнили еще одним занимательным фактом. Раньше было показано, что среди древних вариантов аллелей имеются такие, которые существенно чаще встречаются у европейцев, чем у африканцев. Всего было известно 13 таких географически капризных вариантов. Так вот выяснилось, что 10 из этих 13 вариантов имеются и у неандертальцев!

Возможные сценарии встреч неандертальцев с сапиенсами, в результате которых геном евразийского населения обогатился генами неандертальцев. Ученые остановились на третьем сценарии. Его преимущество — логичное присутствие неандертальских генов у жителей Папуа Новой Гвинеи. Сценарий 2 (скрещивание поздних неандертальцев с ранними европейцами и последующий дрейф генов) менее вероятен, так как неандертальцы одинаково близки и с европейцами, и с азиатами, и с папуасами. Рис. из обсуждаемой статьи в Science «A Draft Sequence of the Neandertal Genome»
Возможные сценарии встреч неандертальцев с сапиенсами, в результате которых геном евразийского населения обогатился генами неандертальцев. Ученые остановились на сценарии 3. Его преимущество — логичное присутствие неандертальских генов у жителей Папуа Новой Гвинеи. Сценарий 2 (скрещивание поздних неандертальцев с ранними европейцами и последующий дрейф генов) менее вероятен, так как неандертальцы одинаково близки и с европейцами, и с азиатами, и с папуасами. Рис. из обсуждаемой статьи в Science A Draft Sequence of the Neandertal Genome

Эти весьма нетривиальные результаты генетики и статистики не оставляют ученым никакого другого выбора, кроме как допустить скрещивание жителей древней Европы и Азии с неандертальцами. При этом скрещивания неандертальцев с древним африканским населением не было. Предположительный сценарий мог быть следующим.

Первая встреча неандертальцев с сапиенсами могла произойти около 80 000 лет назад в Азии. К этому времени уже прошла первая волна миграции сапиенсов из Африки, а неандертальцы подошли к азиатским рубежам. Вспомним местонахождения горы Кармель — знаменитые пещеры Схул и Табун, — а также Кафзех, где чередуются остатки людей современного типа и неандертальцев. Смена антропологических находок и артефактов маркирует волны миграции современных людей и неандертальцев и указывает на время их возможной встречи.

По оценкам израильских специалистов, гипотетическое время сосуществования людей современного типа и неандертальцев в окрестностях горы Кармель могло длиться около 10 000 лет. Этого вполне достаточно, чтобы вероятность скрещивания не считать исчезающе малой. Редкие, но плодотворные встречи сапиенсов и неандертальцев оставили след в геноме современных людей. Следующая волна миграции сапиенсов из Африки в Европу началась около 50 000 лет назад. Мигранты обязательно встретили на своем тысячелетнем пути неандертальцев. Были ли часты браки между сапиенсами и аборигенами — неизвестно, но следы этих браков остались в генах современных людей.

Миграции людей по гигантским территориям Азии, расселение на острова Юго-Восточной Азии вместе с дрейфом генов среди евразийского населения обеспечили распространение неандертальского наследия. Каким бы мизерным ни было это наследие, но всё же нельзя теперь утверждать без некоторых философских оговорок, что неандертальцы полностью вымерли.

1) Richard E. Green, Johannes Krause, Adrian W. Briggs, Tomislav Maricic, Udo Stenzel, Martin Kircher, Nick Patterson, Heng Li, Weiwei Zhai, Markus Hsi-Yang Fritz, Nancy F. Hansen, Eric Y. Durand, Anna-Sapfo Malaspinas, Jeffrey D. Jensen, Tomas Marques-Bonet, Can Alkan, Kay Prüfer, Matthias Meyer, Hernán A. Burbano, Jeffrey M. Good, Rigo Schultz, Ayinuer Aximu-Petri, Anne Butthof, Barbara Hцber, Barbara Höffner, Madlen Siegemund, Antje Weihmann, Chad Nusbaum, Eric S. Lander, Carsten Russ, Nathanie Novod, Jason Affourtit, Michael Egholm, Christine Verna, Pavao Rudan, Dejana Brajkovic, Željko Kucan, Ivan Gušic, Vladimir B. Doronichev, Liubov V. Golovanova, Carles Lalueza-Fox, Marco de la Rasilla, Javier Fortea, Antonio Rosas, Ralf W. Schmitz, Philip L. F. Johnson, Evan E. Eichler, Daniel Falush, Ewan Birney, James C. Mullikin, Montgomery Slatkin, Rasmus Nielsen, Janet Kelso, Michael Lachmann, David Reich, Svante Pääbo. A Draft Sequence of the Neandertal Genome // Science. 7 May 2010. V. 328. P. 710–722. DOI: 10.1126/science.1188046.
2) Hernán A. Burbano, Emily Hodges, Richard E. Green, Adrian W. Briggs, Johannes Krause, Matthias Meyer, Jeffrey M. Good, Tomislav Maricic, Philip L. F. Johnson, Zhenyu Xuan, Michelle Rooks, Arindam Bhattacharjee, Leonardo Brizuela, Frank W. Albert, Marco de la Rasilla, Javier Fortea, Antonio Rosas, Michael Lachmann, Gregory J. Hannon, Svante Pääbo. Targeted Investigation of the Neandertal Genome by Array-Based Sequence Capture // Science. 7 May 2010. V. 328. P. 723–725. DOI: 10.1126/science.1188046.
3) Ann Gibbons. Close Encounters Of the Prehistoric Kind // Science. 7 May 2010. V. 328. P. 680–684 (популярная статья с лирическими отступлениями).

• Алексей Гиляров  | 11.05.2010 | 00:37 Ответить
    Ура! Это отдалённое скрещивание могло пойти нам очень даже на пользу.
    • astro > Алексей Гиляров | 11.05.2010 | 21:18 Ответить
      А такой вопрос - указывают ли эти исследования на наличие культурного общения между неандертальцами и сапиенсами, например речевое? Кто из родителей учил детей говорить - сапиенс или неандерталец? Могли ли неандертальцы передать потомству более значимое культурное наследство, чем генетическое?
      • TestPilot > astro | 13.05.2010 | 03:44 Ответить
        Неандертальцы первыми изобрели музыку. Древнейшая флейта принадлежит им. Религиозные обряды - тоже намного раньше хомо. По объему мозга значительно превосходили людей. Не было бы людей, по сути убивших неандертальцев, глядишь земляне уже несколько тысячелетий тусовались бы возле Альфа Центавра и подобных звезд...
        • Чалдон_в_пимах > TestPilot | 13.05.2010 | 05:28 Ответить
          B одной из классификаций неандерталец называется Homo sapiens neanderthalensis: spaceguide.hit.bg/Homo%20sapiens.htm
        • Powerhead > TestPilot | 13.05.2010 | 19:23 Ответить
          Древняя флейта не может служить доказательством того, что музыку изобрели именно неандертальцы. Известно, что объем мозга не является показателем интеллекта. Мозг дельфина весит больше человеческого, но структура коры и связи между различными зонами совершенно иные. Кроме того, объем мозга неандертальцев 1400-1800 мл. Древние сапиенсы (Homo sapiens fossilis)до 1900 мл (википедия). Также неизвестно, по каким именно причинам вымерли неандертальцы. Если же они были истреблены древними сапиенсами в борьбе за ресурсы, значит мозг последних давал им больше преймуществ и был более совершенен. Если разум неандертальцев не позволил им выжить, то весьма сомнительно, что он позволил бы им достичь звезд.
          • astro > Powerhead | 13.05.2010 | 21:41 Ответить
            "Не мешай, я вычисляю", промолвил Архимед не поднимая глаз от чертежа, чем вызвал высоко интелектуальную реакцию римского солдата, зарезавшего его. Выживают же более интеллигентные!
          • feb7 > Powerhead | 14.05.2010 | 01:12 Ответить
            > Если же они были истреблены древними сапиенсами в борьбе за ресурсы, значит мозг последних давал им больше преймуществ и был более совершенен

Или сапиенс более агрессивен.
          • TestPilot > Powerhead | 15.05.2010 | 08:48 Ответить
            И при чем здесь мозг? Люди были всеядны, что позволило им расплодиться и задавить числом (а также захватить намного больший ареал обитания еще до встречи с неандертальцами, которые в основном полагались на охоту).

А про объем мозга не передергивайте (сравниваете средние значения с максимальными???). То что у неандертальцев объем мозга был больше, в среднем, чем у кроманьонцев, общепризнанный факт.

Но да, вы правы, далеко не факт, что больший мозг и другие факты известные нам о Неандертальцах в случае их выживания обязательно привели бы к более быстрому развитию земной цивилизации. Но это и так очевидно! В своем посте выше я лишь указал на то, что полностью исключать подобную возможность, на основании известных фактов, нельзя.
    • Чалдон_в_пимах > Алексей Гиляров | 12.05.2010 | 20:14 Ответить
      Ура! "Каким бы мизерным ни было это наследие, но всё же нельзя теперь утверждать без некоторых философских оговорок, что неандертальцы полностью вымерли".
  • feb7  | 11.05.2010 | 02:55 Ответить
    Я где-то читал, года три назад, о гипотезе (убейте, не помню, где......возможно, что и здесь, на "Элементах"....), что ген гениальности сапиенсы получили от неандертальцев. На меня эта гипотеза произвела тогда неизгладимое впечатление, но поскольку тогда не было доказательств о возможности скрещивания между этими двумя видами, то эта гипотеза тогда благополучно завяла. Теперь подождем новых сообщений!)))

И, кстати, слово о портретах этих людей, неандертальцев. Сейчас такой пройдет в толпе - и внимание на него не обратишь. Совершенно человеческие лица. Вот у рыжего чуть ли не пушкинский профиль. У них кожа действительно была розовой, или это издержки реставрации?
    • naimark > feb7 | 11.05.2010 | 15:13 Ответить
      написано было, что реконструкции морд (лиц!) вполне научны с соблюдением всех морфологических реверансов. Про кожу бы узнать, конечно, очень интересно, ведь именно кожные гены сильно мутировали, как в статье написано.
      • Чалдон_в_пимах > naimark | 12.05.2010 | 20:07 Ответить
        Да зачем реконструировать, когда среди нас их предостаточно? Например, посмотрите на форму черепа одного из обладателей учёной степени вот здесь:
        www.psy.msu.ru/science/seminars/genpsy/allahverdov/index.html
        А Николай Валуев? А Евгений Леонов? А рыжий неандерталец мне показался похожим больше не на Пушкина, а на Пьера Ришара.
        Нет, всё-таки неплохой вклад внесли неандертальцы в наш генофонд!
    • Aab > feb7 | 12.05.2010 | 21:55 Ответить
      %)

1) == Каким бы мизерным ни было это наследие, но всё же нельзя теперь утверждать без некоторых философских оговорок, что неандертальцы полностью вымерли. ==

&

2) == Сейчас такой пройдет в толпе - и внимание на него не обратишь. Совершенно человеческие лица. Вот у рыжего чуть ли не пушкинский профиль ==

Мне почему-то упорно в голову лезет sportman Валуев :) Вот у кого надо ДНК-то брать!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! (На благо науки.)
  • Combinator  | 11.05.2010 | 10:28 Ответить
    На счёт генов "разумной сущности", это, всё же, некоторый перебор, имхо. Вообще говоря, ниоткуда не следует, что неандертальцы уступали в интеллекте сапиенсам.
    • petrenko > Combinator | 11.05.2010 | 13:11 Ответить
      орудия неандертальцев уступают по технологичности орудиям кроманьонцев, хотя неандертальцы и обладали на 10% большим мозгом.
      • feb7 > petrenko | 11.05.2010 | 14:20 Ответить
        Не аргумент. Орудия труда есть следствие развития технологии. У кроманьонцев тоже фрезерных координатных станков с програмным управлением не было. А обьем мозга такой же, в пределах статистической погрешности, как у Вашего покорного слуги.
      • MayDay > petrenko | 13.05.2010 | 09:46 Ответить
        У слона мозг еще больше. Вес это не прямой аргумент.
    • naimark > Combinator | 11.05.2010 | 15:16 Ответить
      боюсь, что это неудачный синоним для "сапиенсов". Я вовсе не имела в виду, что неандертальцы глупее или, напротив, разумнее. Этого никто не знает, да и как оценить эту самую разумность? IQ тоже барахлит.
  • dudenkov  | 11.05.2010 | 13:32 Ответить
    После того как разберутся с половыми хромосомами неандертальских мужчин и наберут некоторую статистику неандертальских геномов для выбраковки их генетического груза, останется только реконструировать неандертальские сперматозоиды и яйцеклетки с стартовым запасом аутентичных РНК и найти суррогатных матерей среди ученых-добровольцев. Неандертальцы - тоже люди, и их воскрешением мы можем и должны искупить перед Природой вину за геноциды, сопровождавшие расселение нашего вида по планете!
    По мере обнаружения и расшифровки ДНК других видов (в том числе гоминидов из Денисовой пещеры, с острова Флорес и других еще почти не изученных мест), исчезновение которых сопутствовало приходу человека современного вида, с ними по мере материальных возможностей следовало бы поступать точно так же (пока не будут разработаны полностью пробирочные технологии, придется использовать для вынашивания представителей ближайших современных видов с применением особых приемов во избежание отторжения иммунной системой) - пусть ещё поживут, хотя бы в заповедниках или в охраняемых резервациях!
    • feb7 > dudenkov | 11.05.2010 | 14:36 Ответить
      Ваше предложение мне и самому симпатично, но держать разумных людей в резервациях....Это, простите, расизм.
      • dudenkov > feb7 | 11.05.2010 | 15:44 Ответить
        Это не расизм, это способ защиты таких реанимированных гоминидов, для которых по применяемым методикам оценки будет установлена существенная умственная отсталость (неандертальцы почти наверняка умственно отсталыми не окажутся, речь шла о более архаичных гоминидах), от быстрого повторного уничтожения с помощью таких средств "естественного отбора" в современном человеческом обществе, как алкоголизация, наркотизация, игромания, разнообразные мошеннические операции и приемы манипуляции сознанием. Такой способ защиты в сущности аналогичен практикующемуся среди людей ограничению дееспособности умственно неполноценных лиц с назначением для них ответственных опекунов. Но есть и существенная разница: умственно отсталые люди не имеют своего общества, они живут среди людей, а для реанимированных гоминидов с недостаточными для выживания в нашем обществе уровнями умственного развития необходимо будет обеспечить возможность безопасного от нас, людей, существования в своем собственном обществе, обеспечив и возможность получения от людей информации и изделий, безопасность которых для этих гоминидов может считаться установленной (например, по соотнесению с безопасностью для человеческих детей возраста, соответствующего близкому уровню развития). В то же время такие охраняемые резервации будут существенно отличны и от заповедников, поскольку в последних передача изделий и информации от людей и обратно не предусмотрена или прямо запрещена в силу отсутствия у охраняемых животных разума и способности к обучению какому-либо языку, хотя бы жестовому.
        • nemoW > dudenkov | 11.05.2010 | 20:54 Ответить
          "Но есть и существенная разница: умственно отсталые люди не имеют своего общества, они живут среди людей"
          Никогда не слышали об интернатах для психохроников?
        • feb7 > dudenkov | 11.05.2010 | 21:48 Ответить
          Самая лучшая прививка от алкоголизма, наркомании, игромании и иже с ними - воспитание и образование. Посмотрите на тех, кто рос в 90? Без воспитания и образования? Готовые "человеки прямоходящие" - и никакого клонирования не надо. Глаза оловянные, из эмоций - одна агрессивность....вместо разума ослиное упрямство, а уж самомнения.....

А Вы еще тут целую программу написали....вот этими, с улицы, надо заниматься...
          • iergot > feb7 | 12.05.2010 | 13:34 Ответить
            я и все мои друзья росли в 90-е. спасибо за комплимент.
          • otto > feb7 | 12.05.2010 | 16:50 Ответить
            А кто виноват? Ваше поколение, покайфовавшее в "социализме" с бесплатным образованием и приемлимыми степендиями, на которые можно жить. Потом вам захотелось вкусить заморской роскоши и вы продали страну за кусочек жевачки и джинсовую заплатку.
            А сейчас можно и поругать, неуступившего место старушке, в одной руке бутылка пива(привет навязчивая реклама и синематограф), а в другой сигарета, подростка - ваше же творение.

Ну теперь можно и заняться нами :) почему бы и нет.
            • Aab > otto | 12.05.2010 | 22:17 Ответить
              == Ну теперь можно и заняться нами :) почему бы и нет. ==

Лучше заняться неадертальцами: больше проку.
              • Sugrob > Aab | 12.05.2010 | 23:31 Ответить
                Занимайтесь, но главное - не скрещивайтесь с ними!
                • Чалдон_в_пимах > Sugrob | 14.05.2010 | 05:37 Ответить
                  >не скрещивайтесь с ними!>

Поздно. Уже.
                  • Aab > Чалдон_в_пимах | 14.05.2010 | 09:39 Ответить
                    == Поздно. Уже. ==

Увы нам. Остается надеяться лишь на то, что у партнеров взыграют те самые 1-3% генов неадертальских, и, преодолев тысячелетия, Природа подарит партнерам маленького Эйнштейна от boxing'а. Тут главное, чтоб именно не Ковалевскую какую-нибудь от того же занятия: для мальчика это бремя не так страшно: мужчина должен быть богат и/или умен, а красотой может и не пленять, если верить некоторым дамам :)

Если милые дамы во многом осуществляли половой отбор средь мужчин (была такая версия на Элементах), то спасибо им, что осталось лишь 1-3%. Это я чисто с эстетической точки зрения.
            • feb7 > otto | 14.05.2010 | 01:26 Ответить
              Вы правы, все это было. И многое еще, что Вы не упомянули. Например, уверенность в завтрашнем дне была. Сейчас ее нет.

Вы думаете, это наше поколение виновато? Нет. А те люди из нашего поколения, которые обрушили наш мир, посулив джинсы и жвачку (вместо того, чтобы наладить выпуск самим) . Сейчас эти люди чудовищно богаты и плюют и на вас и на нас. Вот почему у вашего поколения глаза оловянные. Вот почему у нашего поколения нет уверенности в завтрашнем дне. Потеряли все, выйграли единицы.
        • Aab > dudenkov | 12.05.2010 | 22:16 Ответить
          Для того, что бы в полной мере оценить Вашу идею, требуется гений не менее булгаковского :)

Возможно, кто-нибудь и отважится на подобный эксперимент со временем: наша цивилизация частенько живет по принципу: что может быть сделано,- должно быть. Разумеется, придется это делать по-тихому... Сами понимаете...

Я таковым талантищем, чтоб блиснуть "Собачим сердцем 2", не обладаю. Но анегдот - суть народная мудрость - уже под Вашу мысль имеется. Он родился в народе, полагаю, несколько позже бессмертного Шарикова, но это не умаляет его скромного очарования.

Итак. Ученые решили выяснить, может ли самка шимпанзе забеременеть от самца человека. Самку нашли быстро, а вот с самцом возникли известные трудности, поэтому через газеты был брошен клич ко всем неравнодушным, мол, требуется ОН, и слова "вознаграждение $1000" тоже решили добавить: это, согласитесь, тоже для многих стимул. Пришло не мало писем в ответ. Но более всего ученых мужей и жен тронуло и по-человечески взволновало письмо следующего содержания. Аффтор писал, что согласен. Но: при неприменнейшем выполнении трех условий: первое - никаких предварительных т.н. "любовных игр", второе - дети должны быть воспитаны в католичестве, и третье - ему требуется время, чтобы собрать $1000.
    • Sugrob > dudenkov | 11.05.2010 | 14:56 Ответить
      Зачем резервация? Сделаем им отдельные субъекты федерации на малонаселенных землях Сибири, и будет у нас еще большее многообразие в Расее! Демографическую проблему решим, опять же...

Дарю идею! Можете подавать на "Зворыкинский проект", сейчас такое должно идти; в Сколково переедете...
    • naimark > dudenkov | 11.05.2010 | 15:21 Ответить
      в сопутствующей популярной статье (ссылка приведена, если у вас нет доступа, могу прислать) есть по этому поводу размышления. Вобщем, подобные идеи вполне закономерны, но по ряду причин неосуществимы. НЕ в смысле, что добровольцев не найдется или защитники биологической этики поднимут революцию, а из-за тривиальных генетических трудностей.
      • PavelS > naimark | 11.05.2010 | 21:13 Ответить
        А в чем трудности? Взять человеческий оплодотворённый зародыш-яйцеклетку, в него внедрить недостающие гены, а лишние - выключить... Получится неандерталец в первом приближении. Вроде бы это уже умеют? Никто ведь не предлагает синтезировать ДНК целиком!

Другое дело, я был бы пожалуй против... как раз из этических соображений.
        • Powerhead > PavelS | 13.05.2010 | 19:33 Ответить
          Я не эксперт в генной инженерии, но, предполагаю, что "внедрить недостающие гены" как раз и не представляется технически возможным. Как это сделать да еще и с минимумом ошибок? Кроме того неизвестно, подойдет ли человеческая оплодотворённая яйцеклетка (гамета) для выращивания неандертальца с чужеродными белками.
    • iergot > dudenkov | 12.05.2010 | 13:28 Ответить
      "..их воскрешением мы можем и должны искупить перед Природой вину за геноциды.."

вы еще первородный грех вспомните. лично я никаких геноцидов не устраивал и вины не ощущаю. более или менее массивные вымирания - естественный процесс, даже при экспансии неэндемичных видов. при возникновении панамского перешейка аутентичная, очень своеобразная южноафриканская фауна была катастрофически быстро и почти полностью вытеснена североамериканскими видами. вы современной американской фауне только не говорите, что она в этом виновата :)
      • dudenkov > iergot | 13.05.2010 | 00:34 Ответить
        Реанимация может быть физически возможной только для весьма ограниченного числа недавно вымерших видов - если уже в сорокатысячелетних костях неандертальцев обрывки ДНК в среднем по 50 нуклеотидов, то реконструировать ДНК по приблизительно вдвое более коротким обрывкам в костях вдвое более древних уже может не представиться возможным из-за появления неоднозначностей. Кроме того, ДНК может сохраниться только в особых условиях (костные останки крупных животных, включения в нефтяных битумах и растительных смолах, пустыни, пещеры, древняя мерзлота и др.), которые возможны далеко не при каждом климате и далеко не в каждой местности. При этом есть основания ожидать, что при выборе последовательности реанимации видов (с каких начать и т.д.) главную роль будут играть не соображения вины, а вполне прагматические соображения: в первую очередь - неандерталец и ранние архантропы, в ветвях которых могли возникнуть или сохраниться (из числа утраченных нашей ветвью в "узких местах" нашей эволюции) потенциально полезные для нас гены (причем реанимация значительно облегчит установление функций этих генов), затем - крупные животные, реанимация которых для частично охраняемых територий типа национальных парков способна представить интерес для туристского бизнеса, а уже затем все остальные, из которых до многих очередь может и не дойти. Отметим, что реанимация неандертальца и архантропов позволила бы получать полезную для людей генетическую информацию с гораздо меньшими этическими издержками, чем это было бы при установлении функций их генов в экспериментах через зачатие ГМО людьми-добровольцами. Не следует забывать и о том, что необходимо исследовать возможность усовершенствования нашего генома и использованием генетической информации ныне живущих видов - для возвращения высокой устойчивости к раку, которая у шимпанзе и горилл есть, а у нас ее уже нет, для возвращениея качественного обоняния, дегенерировавшего во всей ветви приматов, и так далее.
  • Sugrob  | 11.05.2010 | 14:10 Ответить
    В Думе у нас явно более ранние типы людей сидят!
    • feb7 > Sugrob | 11.05.2010 | 14:29 Ответить
      Зачот. А чиновников из ЖКУ из мадагаскарских лемуров набирают.)))
      • iergot > feb7 | 12.05.2010 | 13:14 Ответить
        почто вы так лемуров не любите? ))
        • Aab > iergot | 12.05.2010 | 22:22 Ответить
          Присоединяюсь! Руки прочь от лемуров!!! Они всамоделишние зайки, а не как "на новом годе" (с) Хрюн и Степан.
        • feb7 > iergot | 14.05.2010 | 01:32 Ответить
          Причем лемуры? Я не люблю чиновников из ЖКХ.

И не говорите мне, что я не умею их готовить) ) ) ) )Я их в сыром виде не люблю, когда они разговаривают и руками вот так делают, когда к ним с вопросами приходишь.

А пожаришь - вроде и ниче!
  • biarmia  | 11.05.2010 | 21:57 Ответить
    Е. Елачич в 1910 году в работе 'Крайний Севре, как родина человечества' отмечал, что и человекообразные обезьяны, давшие начало различным тупиковым ветвям эволюции имели происхождение с севера. 'Во время большого межледникового периода установилось широкое сообщение Европы с Африкой, и с Азией, по которому род людской расселился в разные стороны и постепенно распространился по всему лицу земли. Первобытные переселенцы в разных странах дали начало разным расам людей. Расы, племена, так или иначе попавшие в замкнутые далекие области юга, как например, Австралия, Огненная Земля, Цейлон и др., остались почти на первобытной ступени развития'. Практически все ученые утверждают, что ранние "тропы" и другие "питеки" (включая неандертальцев) больше походили на современного человека, но со временем теряли 'человеческие' черты.
    • naimark > biarmia | 12.05.2010 | 14:50 Ответить
      Интересно, кого Вы подразумевали, написав "практически все ученые утверждают..."? И по каким признакам "другие питеки" (кстати, кто имеется в виду?) больше походили на современного человека? И какие именно "человеческие" черты теперь утрачены? Все же наука очень уважает конкретику.
      • PavelS > naimark | 13.05.2010 | 09:46 Ответить
        Да ладно, это выше я так понял была просто зарисовка на тему "как продвинулась наука за 100 лет". Ничего серьёзного. Странно, когда это сейчас начинают обсуждать с серьёзным видом.
  • Sugrob  | 12.05.2010 | 23:17 Ответить
    Картинки, конечно, красивые, да только восприятие изображенных на них товарищей полностью зависит от выражених их лиц, причесок и бородёнок, которые несколько затруднительно восстановить по черепушкам и генам. Так что имеет место быть элемент манипуляции читателями статьи, поскольку лицам далеких предков приданы нарочито человечные и добрые выражения. Всё это идёт в русле нынешней западной политкорректности. Теперь правильно считать, что все древние товарищи были добрыми и мирно сосуществовали бок о бок (и даже иногда скрещивались) - почти как приезжие арабы и коренные парижане... Возможно, их даже объединяли общечеловеческие ценности в виде демократии и прав человека... Правда, не исключено, что в свете последних веяний в европах (запрет паранджей и минаретов) научный метод начнет давать иные результаты... Кто знает, может, в ход опять пойдут циркули для истинно-научного обмера черепов...

Ваще же, современные ученые слишком увлеклись рисованием красивых картинок. Впрочем, и их предшественники зачастую действовали не менее лихо. Вот типичный пример "научной реконструкции неандертальца", который можно найти в добротных советских научпоповских книжках про историю жизни на Земле:

В общем, кушать захочешь, - еще не такое нарисуешь (это об обеих "реконструкциях" - прогрессивной демократической и отсталой коммунистической).

Кстати, когда я был маленьким мальчиком, у меня были большие пластмассовые солдатики, изображающие неандерталов именно в таком звероподобном духе. Made in USSR. Покупали в ГУМе, между прочим (большой дефицит). Так передовая наука шла в массы.

Тем кто более подробно интересуется научными и не очень реконструкциями неандертальцев, советую сходить по этой ссылке:

Там вас ждет немало волнующих открытий...
    • Чалдон_в_пимах > Sugrob | 13.05.2010 | 05:42 Ответить
      "Картинки, конечно, красивые, да только восприятие изображенных на них товарищей полностью зависит от выражених их лиц".

Точно. Тумая, первую после расхождения линий шимпанзе и человека обезьяну, и то изобразили таким интеллектуалом, каких и среди нынешних "сапиенсов" поискать.
      Да этим реставраторам и шимпанзе изобразить интеллигентом, думаю, под силу(-:
      • PavelS > Чалдон_в_пимах | 13.05.2010 | 09:50 Ответить
        +1. Вот пример художества: бороды довольно короткие, такие получаются если бриться. Иначе до пупа будет. Посмотрите на бороду правого верхнего фото - там короткая; в случае правого нижнего бороды вовсе нет.

И судя по фото цвет кожи, волос, глаз и разрез глаз у неандертальцев такой как только у европейцев. У всех остальных народов глаза и волосы тёмные.
        • dedmazay > PavelS | 30.05.2010 | 22:18 Ответить
          Ребята, вы по ходу не в теме: на первом и двух последних фото неандерталки и очень даже ничего, хоть и на любителя)))
  • xronik  | 13.05.2010 | 20:15 Ответить
    слева сверху и внизу - хоббиты. справа вверху гендальф, посередине орки, а справа внизу - эльф.
  • dedmazay  | 31.05.2010 | 14:53 Ответить
    Кстати, в учебниках пишут, что вначале появились кроманьонцы, которые
    "почти не отличались от современных людей". А нынешний тип людей
    сформировался около 15 тыс. лет назад. Это можно трактовать как: вот были
    кабаны, а при одомашнивании вывелись свиньи. Логично при таком подходе,
    например, австралийских аборигенов выделить в отдельный подвид. Но кто
    же на такой решится!?
  • Vagant  | 12.06.2010 | 10:53 Ответить
    Александру Маркову.
    Тенденции, однако! А вы, наверное, думали, что ту шуточную повесть о расселении человека и роли неандертальцев я тогда с большого бодуна писал, да?
  • Imperor  | 02.10.2010 | 16:30 Ответить
    А 78 нуклеотидных замен - это во всем геноме, или только на некоторых выборочных участках?
    • Liutauras > Imperor | 25.01.2012 | 10:43 Ответить