Человечеству могут грозить квантовые болезни

Вскоре физики смогут переводить вирусы в состояние квантовой суперпозиции. Рис с сайта www.nature.com

Ученые разработали схему эксперимента, позволяющего поместить в квантовое состояние суперпозиции вирус гриппа. Будучи — с какой-то долей вероятности — одновременно опасным и безопасным для здоровья человека, такой вирус, в полной аналогии с «котом Шрёдингера», передавшись человеку, переведет его в состояние, когда тот одновременно и болен, и здоров.

Современные технологии позволяют физикам изучать квантовые эффекты материи не только на уровне отдельных атомов и молекул, но и в небольших коллективах атомов. Например, исследователи уже научились переводить микроскопические облачка атомов в квантовое состояние суперпозиции, при котором те одновременно существуют в двух местах в пространстве и движутся по двум разным траекториям (подробности см. в новости Гравитационная постоянная измерена новыми методами).

Эти исследования уже достигли такого размаха, что в квантовые состояния суперпозиции сейчас помещают даже относительно крупные объекты, размером в несколько микрон. Поэтому вполне логичной кажется мысль попробовать проделать такой же эксперимент и с каким-нибудь небольшим живым организмом, например вирусом. Именно эта идея была рассмотрена в статье Towards quantum superposition of living organisms («На пути к квантовой суперпозиции живых организмов»), опубликованной недавно в журнале New Journal of Physics. Авторы этой работы во всех подробностях описывают схему эксперимента, позволяющего «приготовить» вирус гриппа в состоянии суперпозиции.

Такая ситуация очень напоминает знаменитый мысленный опыт с котом Шрёдингера, так что закрепившееся за этой идеей название «вирус Шрёдингера» вовсе не случайно. Этот эксперимент с вирусом пока не реализован, но можно не сомневаться, что его осуществление не за горами!

Предлагая этот опыт, исследователи стремились подготовить экспериментальную почву для совершенно новой области естествознания — науки о взаимодействии живого и квантового. Но так ли безопасна эта затея?

Рассмотрим гипотетическую (пока) возможность перевести какой-нибудь вирус в такое квантовое состояние, при котором он — с какой-то долей вероятности — будет одновременно опасным и безопасным для здоровья человека. В полной аналогии с «котом Шрёдингера», передавшись человеку и провзаимодействовав с ним, такой вирус и самого человека переведет в состояние, когда тот одновременно и болен, и здоров — опять же, с некоторой долей вероятности. Но в этом случае попытка диагностировать заболевание становится очень опасной! Действительно, врач, наблюдая за пациентом, может привести к коллапсу его волновой функции, то есть одним лишь взглядом ввести пациента в состояние «болен со 100-процентной вероятностью». Таким образом, мы приходим к поразительному, но единственно верному с квантовой точки зрения выводу: подобные квантовые заболевания ни в коем случае нельзя пытаться диагностировать!

С такой ситуацией медицина еще никогда не сталкивалась. Но, к счастью, и из этой ситуации, похоже, есть выход. Опирается он на другое недавнее исследование, опубликованное в журнале Physical Review Letters. Оказывается, с распространением болезни можно очень эффективно бороться с помощью случайной вакцинации. По-видимому, тот же принцип сработает и при лечении квантовых больных. Это будет означать, что победить квантовую болезнь можно будет, случайно вводя квантовое лекарство кому попало и даже не проверяя, с какой степенью вероятности болен ею каждый конкретный индивид.

Таким образом, квантовая механика может найти еще одно неожиданное применение в повседневной жизни человека.

1) O. Romero-Isart, M. L. Juan, R. Quidant, J. I. Cirac. Towards Quantum Superposition of Living Organisms // New J. Phys. 12, 033015 (2010). Текст доступен также в архиве е-принтов (arXiv:0909.1469).
2) M. I. Dykman, I. B. Schwartz, A. S. Landsman. Disease Extinction in the Presence of Random Vaccination // Phys. Rev. Lett. 101, 078101 (2008).

1) Физики описали технологию превращения вируса в кота Шредингера.
2) Грег Бир. Чума Шрёдингера.

• Dimath  | 01.04.2010 | 06:48 Ответить
    Вы все больны.
    • Eugenius > Dimath | 01.04.2010 | 07:06 Ответить
      С некоторой вероятностью ;-)
  • XOM  | 01.04.2010 | 08:34 Ответить
    Вы бы хоть дату публикации под текст перенесли и пожирнее выделили... :)))
  • eqlipt  | 01.04.2010 | 09:36 Ответить
    Спасибо, подняли настроение!
    Вспомнилось выращивание трюфелей в тоннелях LHC
  • Вячеслав Рогожин  | 01.04.2010 | 10:01 Ответить
    Статистика Бозе-Эйнштейна и сцепленные квантовые состояния для вирусов - это да. Угроза нации.

Главное, название вирусу придумать повнушительнее. Типа, чтоб везде-первый. И по алфавиту. И в численном обозначении. Например, 1А - по календарному числу обнародования страшного заболевания.
    • a_b > Вячеслав Рогожин | 01.04.2010 | 10:26 Ответить
      Вирулентность ведь будет квантовым числом? Если она может принимать два значения, то вирус будет _наполовину_ ослаблен? А если больше, много больше, то открывается путь к созданию новых вакцин! Т.е. не надо запрещать исследования в этой области (да и бесполезно, как с клонированием).
  • a_b  | 01.04.2010 | 10:06 Ответить
    Мне кажется, что Вы недооцениваете опасность. Произойдет коллапс волновой функции не только у наблюдаемого больного, НО И У ВСЕХ ИНФИЦИРОВАННЫХ!!! Они же квантово сцеплены (entangled)!
  • ded-alex2008  | 01.04.2010 | 12:30 Ответить
    Подумаешь, квантовые суперпозиции - я вот вчера (не первого апреля!) по телику смотрел программу, в которой во всю и на полном серьезе пугали, что скоро в море попадут углеродные нанотрубки, которые самоорганизуются, выйдут на сушу и всех съедят. там же сообщили, что нанотрубки - это такие штуки, на которых под микроскопом видны шестиугольники. В конце программы ведущий сообщил, что и впредь будет заботиться о просвещении россиян.
    А сегодня снова обрадовали: введено преподавание основ православной культуры в школах. Вероятно, в виде компенсации за сокращение объема преподавания естественных наук и за то, что убрали астрономию из программы. Кстати, кто-нибудь может сказать вразумительно, что такое православная культура? Что-то мне сдается, что это такая же липа, как и чубайсовы нанотехнологии: существует лишь в вовспаленном мозгу чиновников от церкви и от минобразования.
    • Вячеслав Рогожин > ded-alex2008 | 01.04.2010 | 14:01 Ответить
      Вот по этому поводу дельная статеечка http://www.infox.ru/authority/state/2010/03/24/intyervyu.phtml
      "Новый школьный предмет: 'РПЦ выпускает джинна из бутылки'". С мнениями экспертов (ссылки - справа от текста)

А вот - как православные фанатики вроде Кураева и маразматики-чиновники препятствовали процессу написания неправославной части школьных курсов:
      "Ученые отказали Минобрнауки в учебнике по светской этике"

А Первое Апреля в Полтаве фанатики и вовсе запретили...
    • Aab > ded-alex2008 | 03.04.2010 | 18:04 Ответить
      == по телику смотрел программу, в которой во всю и на полном серьезе пугали, что скоро в море попадут углеродные нанотрубки, которые самоорганизуются, выйдут на сушу и всех съедят. ==

Материя развивается по спирали. Этот сюжет уже был, но давно (при перестройке) на Ленинградском ТВ. Туда пригласили ныне покойного Васильева, предводителя черносотенного общества "Память". Васильев принес с собой шестигранную гайку, торжественно предъявил ее изумленной публике и повел речь за жiдiв.

== В конце программы ведущий сообщил, что и впредь будет заботиться о просвещении россиян. ==

Пора, давно пора...

== Вероятно, в виде компенсации за сокращение объема преподавания естественных наук и за то, что убрали астрономию из программы. ==

А деткам достаточно знать, что Луна и Солнце (и др.) - суть светильники на небе, установленные для Знамений.

== Что-то мне сдается, что это такая же липа, как и чубайсовы нанотехнологии: существует лишь в вовспаленном мозгу чиновников от церкви и от минобразования.==

:) А это - тонкий момент...
  • samara  | 01.04.2010 | 13:02 Ответить
    спасибо)
  • otto  | 01.04.2010 | 14:10 Ответить
    а я вам верил !:)
  • Vector  | 01.04.2010 | 14:27 Ответить
    В 1962 году в Швеции был всего один, и притом черно-белый телеканал. 1 апреля Кьелль Стенссон, технический эксперт телестудии, появился в программе новостей и сообщил, что благодаря новым технологиям черно-белый голубой экран без труда обернуть в цветной, если затянуть экран нейлоновым чулком. Он сам продемонстрировал на экране, как это сделать. На удочку попались тысячи людей. Забавно, что регулярные цветные передачи в Швеции начались 1 апреля 1970 года.
  • ekherit  | 01.04.2010 | 14:36 Ответить
    Блин, а я купился. Вначале прочитал, подумал, что за ерунда написана, ведь у макроскопического организма суперпозиция быстро разрушиться и его состояние запутается с окружением, потом посмотрел автора, а уже потом догадался взглянуть на дату.

Автору - браво!
  • chief  | 01.04.2010 | 17:20 Ответить
    Всех с Днем креациониста ! :)
  • pppppppo_98  | 01.04.2010 | 19:05 Ответить
    Статья конечно понятно вышла к месту и КО ВРЕМЕНИ. Но как водится в каждой шутке есть для шутки. Вот довелось мне видеть несколько ранее вот такую статью http://arxiv.org/pdf/0909.1469v3. Картинку для сабжа взяли как раз с нее.
  • feb7  | 01.04.2010 | 19:21 Ответить
    Совершенно очевидно, что если наука будет двигаться такими темпами, мы скоро будем заражаться вирусами от своих компьютеров. В предверии этого дня я сижу перед своим компом в маске, на которой написано:"Disigned by Kispersky Laboratory", на руках перчатки, на которых "D-r WWW", короче полность экипирован. Одно меня беспокоит, как спастись от сетевых червей? Посоветуйте глистогонное!
    • Aab > feb7 | 03.04.2010 | 18:13 Ответить
      == Совершенно очевидно, что если наука будет двигаться такими темпами, мы скоро будем заражаться вирусами от своих компьютеров. ==

Хотел начать пост со смайлика :)

Но подумал - и передумал.

;(

Футурологи обещают примерно к 2060 г провести интернет в каждую голову. Голова к тому времени уже научится достаточно бодро общаться по "телепатической" связи с утюгом, холодильником и др.

Естественно, умельцы вирусняков понапишут. Тут не надо пророком быть. Что нас спсет? Может быть, операционка Brain Linux V2060 с открытым кодом?.. Нет! Microsoft.

Тут пора вспомнить старый добрый анегдот:
      -- Поженились Абрам и Сарра...
      -- А дальше?
      -- А дальше - все, как раньше.

Только - на новом витке Спирали.

...Интересно, какие будут шутки в моде 1 Апреля 2060 года?.. :)
      • feb7 > Aab | 04.04.2010 | 01:02 Ответить
        >...Интересно, какие будут шутки в моде 1 Апреля 2060 года?
        Я не футуролог, я только учусь. Вот, пробный, но весьма вероятный прогноз:
        1 апреля 2060 года примат Миха подошел к гуманоиду Максу(находящемуся в фантопликаторной коме), и размозжил тому черепную коробку своей новой травматической дубинкой с электроподогревом с первого же удара.
        - Ы-ы-ы,- сказал Миха.
        • Aab > feb7 | 15.04.2010 | 20:36 Ответить
          Ну, если Макс скопировал свое состояние на хард, то потом при желании родственники Макса могут попытаться получить копию Макса, улучшив ее так, чтоб в следующий раз Михе "не поздоровилось".

Кстати, анегдот в тему. Беседуют два старых большевика. Один:
          -- Мы-то до коммунизма не доживем...
          Второй:
          -- Да...
          Первый:
          -- А дети наши - доживут.
          Второй:
          -- Да... Детей жалко.
  • Fiktor  | 02.04.2010 | 03:30 Ответить
    И Вас тоже с первым апреля.
  • Alextos  | 02.04.2010 | 18:51 Ответить
    Предлагаю Вас назначить Главным врачом данной области медицины.
  • fulleren  | 06.04.2010 | 23:12 Ответить
    У меня, как у женщины, вопрос к физикам: можно ли забеременеть от такого Шрёдингера, который то ли был, то ли нет, то ли здесь, то ли там, то ли муж, то ли объелся груш?
    • akbars > fulleren | 08.04.2010 | 18:20 Ответить
      еще как можно. необходимо ввести себя в состояние квантовой суперпозиции (это когда он сверху) и почесывая себя фолликулом (а что у него такой части уже нет?) произвести андроидно-коллоидные колебания с усилением магнитуды в сторону большей пертурбации квантовой ячейки биоинформационной матрицы, синхронизировав себя с гравитационным полем земли и завихрением пространства эйнштейна. и на выходе получится очередной дарвиноид. через 9 месяцев в состоянии суперпозиции - то ли от макаки, то ли от маятника но сглобальным потеплением и киотской улыбкой
      • fulleren > akbars | 08.04.2010 | 23:01 Ответить
        Вам, как дарвиноиду с фолликулом, конечно, виднее.
        • akbars > fulleren | 09.04.2010 | 10:09 Ответить
          да и есть еще один спосаб. Повесить у себя в спальне партреты Дарвина Эйнштейна и других дарвиноидов и умственно сосредоточившись (да это будет сделать не просто, но вы постарайтесь) на высоком биоинформационном уровне торсионных временных котиннумовфолликулообразно жестикулируя войти в резонанс с наследием квази-ноосферы (при этом книжка ото сто и тэ должны быть у вас под падушкой). И их умные гены вам передадутся (если еще не передались), вы тоже войдете в ученый совет и напишете книгу об ореховых скорлупах.
    • samara > fulleren | 25.10.2010 | 13:30 Ответить