В Китае нашли кости гигантского птицеподобного динозавра

Умел ли гигантораптор стоять на одной лапке, подобно цапле, — этого никто не знает, но ноги у него и впрямь были очень похожи на птичьи (белым цветом показаны реально найденные, серым — «додуманные» части скелета; для масштаба изображен человек ростом 175 см). Рис. из обсуждаемой статьи в Nature

Китайские палеонтологи сообщили о находке необычного динозавра, близкого к предполагаемым предкам птиц и получившего название Gigantoraptor erlianensis. В отличие от других птицеподобных динозавров, вес которых редко превышал 40 кг, гигантораптор был настоящим гигантом и весил около полутора тонн.

Согласно господствующим ныне представлениям, птицы произошли от динозавров (об альтернативных точках зрения см.: Е. Н. Курочкин. О четырехкрылом динозавре и происхождении птиц // Природа. 2004. №5). Считается, что непосредственными предками птиц были целюрозавры (это одна из групп теропод, являющихся, в свою очередь, одной из групп ящеротазовых динозавров).

Многие целюрозавры в течение юрского и особенно мелового периодов приобретали различные птичьи черты, в том числе перья, причем иногда эти события, видимо, происходили независимо в разных эволюционных линиях. Этот процесс называют орнитизацией («оптичиванием») динозавров. Эксперименты по орнитизации продолжались и после появления настоящих птиц — по-видимому, вплоть до самого конца эпохи динозавров, наступившего на рубеже мезозойской и кайнозойской эр (65,5 млн лет назад).

До сих пор считалось, что степень «оптичивания» у целюрозавров коррелировала с размерами: наибольшее число птичьих черт было отмечено у мелких представителей группы, тогда как у крупных целюрозавров орнитизация не заходила так далеко. Предполагалось, что, увеличиваясь в размерах, целюрозавры могли терять некоторые птичьи признаки и возвращаться к более примитивному состоянию. Новая находка китайских палеонтологов показала, что даже крупнейшие представители группы могли быть очень похожи на птиц.

Чудовище, названное гигантораптором, проживало на территории Китая в позднемеловую эпоху, в период между 89,3 млн и 65,5 млн лет назад. Оно имело 8 м в длину, 3,5 м в высоту при горизонтальном положении туловища и весило около 1400 кг.

Исследовав структуру костей на срезах, исследователи пришли к выводу, что найденный динозавр погиб на 11-м году жизни (возраст определили по числу «годовых колец» — lines of arrested growth). Он уже был взрослым, но еще совсем не старым и продолжал расти. По-видимому, к старости гиганторапторы могли весить существенно больше полутора тонн. Как и другие гигантские динозавры, гигантораптор рос очень быстро, значительно быстрее, чем его ближайшие родственники — некрупные целюрозавры из группы Oviraptorosauria.

В строении скелета гигантораптора выявлен ряд «продвинутых» черт, которые сближают его с птицами и ранее у крупных динозавров не встречались. В частности, из всех гигантских теропод у гигантораптора были самые длинные и тонкие конечности — как передние, так и задние. Авторы находки полагают, что гигантораптор, возможно, был самым быстрым бегуном в своем размерном классе.

Отпечатки перьев не сохранились, но исследователи полагают, что перья у гигантораптора могли быть, особенно на передних конечностях (предположение основано на наличии перьев у родственников и предполагаемых предков гигантораптора и на некоторых косвенных признаках). Считается, что перья у бегающих теропод изначально развились для тепла, и лишь потом были приспособлены для полета. Крупные перья на передних конечностях, однако, никогда не служили для теплоизоляции: скорее, они выполняли функции аэродинамического характера.

Источник: Xing Xu et al. A gigantic bird-like dinosaur from the Late Cretaceous of China // Nature. 2007. V. 447. P. 844–847.

Малый размер птичьих геномов — наследие эпохи динозавров, «Элементы», 16.03.2007.

• mhorn  | 17.06.2007 | 01:56 Ответить
    К сожалению, в открытом доступе на nature.com - только обзор Cyranoski D. Giant bird-like dinosaur found, и ни из обзора ни из данной статьи не понятно: что сподвигло художников, которые пытались реконструировать гигантораптора, изобразить такой оперённый хвост (вариант из "Вокруг света" http://www.vokrugsveta.ru/img/upload/23026.jpg - просто чудо в перьях, но и более распространенный, тот , что в обзоре на nature - тоже с чем-то странном на хвосте)
    Поэтому вопрос: не знаете ли, с чего вообще возникла идея о столь оперённом хвосте?

И ещё момент. На nature смутила разница в геол. возрасте завра, указанном в редакторском резюме и в обзоре (соотв., 70 и 85 млн.л.н). С чего это они? Или редакторы определяли возраст формации по остракодам, а автор обзора - по позвоночным?
    • Александр Марков > mhorn | 17.06.2007 | 13:45 Ответить
      1) Перьев, как я понял, не нашли, так что все это - домыслы. Рассуждения в статье такие: у предков гигантораптора перья были, но он сам очень большой, а большие животные обычно утрачивают теплоизоляционные структуры, такие как шерсть и перья, поэтому, наверное, и гигантораптор их утратил. Но, с другой стороны, перья на руках и, наверное, на хвосте, никогда не служили для теплоизоляции. Поэтому гигантораптор теоретически мог их сохранить. Они могли служить, скажем, для маневрирования при быстром беге.
      2) Возраст в статье указан так: Senonian, без уточнений. Сенон - это большой кусок верхнего мела от коньяка до маастрихта (см.: http://www.palaeos.com/Mesozoic/Cretaceous/Cretaceous.htm )
      Очевидно, определить возраст точнее просто не удалось. Поэтому я привел временной интервал для всего сенона: 89.3 - 65.5 млн лет.
      • mhorn > Александр Марков | 17.06.2007 | 19:46 Ответить