Собака — друг человека, обезьяна — собрат по разуму

За долгие годы жизни с человеком собака научилась понимать его как никто другой (фото с сайта www.ablecomm.info)

Собаки живут с людьми более 12 000 лет, но только сейчас мы начинаем понимать, что они обладают особым набором социальных навыков, которыми не обладают даже более высокоразвитые виды. Немецкие ученые из Института эволюционной биологии им. Макса Планка смогли показать, что собаки намного лучше обезьян понимают подсказки людей при поиске спрятанной пищи. Их работа опубликована в Journal of Comparative Psychology.

Используемая экспериментальная установка была очень простой. Экспериментатор сидел перед скрывающим его руки экраном и прятал пищу в один из двух непрозрачных стаканов. Потом он убирал экран и пытался подсказать животному, в каком из контейнеров находится еда. Некоторые виды подсказок были социальными, основанными на общении. Например, человек пристально смотрел на правильный стакан и чередовал взгляд на контейнер и взгляд на животное.

Другие подсказки были поведенческими. Например, экспериментатор открывал правильный контейнер или безуспешно пытался дотянуться до правильного стаканчика, который находился за пределами его досягаемости.

И, наконец, были причинные подсказки, требующие, чтобы животное сделало логический вывод. В одном случае человек тряс правильный стакан, и кусочки пищи стучали о стенки, в другом он тряс неправильный стакан, и стука не возникало.

Оказалось, что обезьяны прекрасно понимают причинные подсказки, даже такие сложные как сотрясение пустого стакана, но плохо понимают подсказки, основанные на общении. Собаки, наоборот, совершенно не понимают причинные подсказки, но прекрасно понимают социальные и поведенческие.

Схема эксперимента по нахождению спрятанной еды (рис. из статьи J.Riedel et al., Animal Cognition, 2006. V.9. P.27-35)

Можно было бы подумать, что собаки не обладают врожденными способностями к пониманию человека, а обучаются этому от своих хозяев. Но Адам Миклоши (Adam Miklosi) и его коллеги в статье, опубликованной в Current Biology, 2003, Vol. 13, No. 9, сравнили собак с волками, выросшими среди людей, и обнаружили преимущество собак в понимании социальных подсказок. В другом исследовании — Science, 2002, Vol. 298, No. 5 — Брайан Хэйр (Brian Hare) обнаружил, что щенки, выращенные в конуре и имеющие ограниченный контакт с людьми, так же хорошо понимали социальные подсказки, как и щенки, выросшие среди людей.

Ученые полагают, что подобные эксперименты помогут понять, когда и как человек выделился среди приматов.

Есть работа, в которой показывается, что навыки понимания человека могли возникнуть у собак в результате отбора. Тот же Брайан Хэйр в статье, опубликованной в Current Biology 2005, Vol. 15, No. 3, исследовал лис: в течение 50 лет их отбирали на основании того, приближались ли их щенки добровольно к человеку. Оказалось, что такие лисы так же хорошо понимают человека, как и собаки.

Можно добавить, что было бы интересно выяснить, способны ли собаки понимать обезьян, если их вырастить вместе. Если нет, то это могло бы говорить об удивительной избранности пары человек—собака.

1) J. Bräuer, J. Kaminski, J. Riedel, J. Call, M. Tomasello. Making Inferences About the Location of Hidden Food: Social Dog, Causal Ape (Pdf, 375 Кб) // Journal of Comparative Psychology, 2006, Vol. 120, No. 1.
2) A dog's life, Monitor on Psychology, 2006, V. 37, No. 3.

Валерий Леонтьев

• Sofia  | 04.07.2006 | 15:00 Ответить
    В воскресенье (02.07.06) смотрела по телеку фильм BBC о дикой природе, по каналу Rambler, как животные усыновляют животных других видов. В Африке стая гамадрилов вовсю приручает бродячих собак. Гамадрил ворует маленького щенка, оставляет его в стае, щенок вырастает и охраняет обезьян от других диких собак. Показывали - там много таких прирученных собак было. Обезьяны с ними играют, спят, еду делят, блох у них ищут.
    Может и человек приручил собак раньше чем 12000 лет назад? Когда еще сам был приматом?
    • v.o. > Sofia | 05.07.2006 | 16:48 Ответить
      Если это так, то факт интересный. Никогда не слышал об этом.
      Из фильмов ВВС можно узнать то, чего не встретишь в научных журналах. Например, когда-то я видел эпизод как бегемот начал затаптывать крокодила, напавшего на антилопу. Когда он его отогнал, то пытался поднять раненную антилопу, вытащил ее из воды. Разве не сочувствие в чистом виде?
      Впрочем, сомнений в том, что пара человек-собака не является в чем то избранной не было. Это ясно из описанных экспериментов с отбором лис.