Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Оранжевые утки стали коренными москвичами

Вот уже 50 лет, как огари перестали улетать на зиму из Москвы (фото с сайта www.goosegroup.ru)

В этом году у московских орнитологов юбилей: ровно 50 лет назад пара огарей родом из Московского зоопарка впервые загнездилась в центре города, а прошлым летом эти забавные утки кирпично-апельсинового цвета вырастили на московских водоемах уже около двух сотен птенцов!

«История расселения обыкновенного огаря в Москве давняя, — рассказывает научный сотрудник биологического факультета МГУ, ученый секретарь Рабочей группы по гусеобразным Северной Евразии Анастасия Поповкина. — Первоначально они жили в зоопарке, а с 1948 года подросшим птенцам перестали подрезать крылья, и появилась группа огарей, живущих на свободе». С тех пор вольные птицы размножались каждый год, некоторые покидали зоопарк. Но только в 1956 году первая пара огарей вывела птенцов в городе за пределами зоопарка.

На зиму московские огари перебираются в зоопарк, на незамерзающие пруды. По словам сотрудника зоопарка Иннокентия Сметанина, морозы птицы переносят без проблем и ежедневно совершают перелеты с большого пруда на пруд новой территории. Каждую зиму здесь кольцуют 15-20 огарей, надевая им на лапки зеленые кольца с белым номером.

22 января орнитологи из МГУ и Союза охраны птиц России проводили в Москве и области очередную перепись утиного населения и насчитали в зоопарке 420 огарей, а зимой 2005 года их там было 390. Численность московских огарей начала стремительно расти с 1998 года — тогда их было чуть больше сотни.

По словам Анастасии Поповкиной, растущая московская популяция огарей потихоньку расселяется. Например, в последние годы их встречали в Московской области: в Раменском, под Серпуховом, в Дедовске и Пушкино, а в Юбилейном пара огарей гнездится уже не менее 10 лет. Но пока ученые не встретят где-то птиц, окольцованных в Москве, доказать их московское происхождение нельзя. Поэтому зоологи очень просят всех, кто видел оранжевых уток за пределами Москвы, сообщать им об этом.

Огари — южане, обитатели водоемов зоны степей и полупустынь от Средиземного моря до Приамурья, а московская популяция находится почти на 800 км северо-западнее границы их природной области распространения. В мире 180-220 тысяч огарей, из них 40-60 тысяч живет в России. В биологии этих уток много интересного и неразгаданного.

Огари на Гольяновском пруду в Москве (фото с сайта turizm.lib.ru)

Оказалось, например, что московские огари, выращивающие птенцов летом на городских прудах в окружении отдыхающих с детьми и с собаками, настолько привыкли к людям, что подпускают их совсем близко, не подавая сигнала тревоги, и вообще выглядят вполне благополучно и не нервничают. Если же ситуация кажется им опасной, они вместе с птенцами отплывают на середину водоема.

В природе пары огарей, яростно защищающие свою территорию от собратьев, гнездятся обычно очень далеко друг от друга, а птицам московской популяции приходится придерживаться совсем другой, «коммунальной» стратегии выживания. И если в природе они гнездятся либо в норах, либо на высоте — в дуплах деревьев, на скалах, то в городе, как показали исследования Анастасии Поповкиной, они сооружают гнезда на чердаках многоэтажных зданий, а потом птенчики прыгают вниз, и родители ведут их на пруды, часто преодолевая большие расстояния и множество опасностей в лице собак, кошек, автомобилей.

Почему-то, хотя, на человеческий взгляд, в Москве полно незанятых подходящих прудов, огари предпочитают селиться около уже «проверенных» водоемов. И тут начинается мощная конкуренция — за пруд, за место для гнезда, и всё это сопровождается шумом, драками и семейными драмами! Обездоленные самки, бывает, подбрасывают яйца в чужие благополучные гнезда. В одном из гнезд ученые нашли 26 яиц — при том что самка огаря откладывает от 6 до 12 яиц, а старая опытная самка — до 14.

Пока самка сидит на гнезде, ее самец сторожит пруд. Когда родители приходят с птенцами на пруд, уже занятый другой семьей, их «встречают в штыки», и взрослых птиц, скорее всего, выгонят. Иногда в такой ситуации птенцы без присмотра гибнут. Однако случается, что птенцы из опоздавшего выводка, когда страсти поутихнут, присоединяются к семье, на территории которой они оказались, и их будут выращивать приемные родители. В 2003 году на пруду около Театра Российской армии было две семьи огарей, в одной 13 птенцов, в другой — 43, причем приемных детей во втором выводке было не меньше 31! На крыло из этих 56 молодых успешно встало 50. А вот в Среднем Поволжье объединенных выводков не встречали. Ученые считают, что московская популяция огаря еще только формируется, и нас ждет еще множество сюрпризов.

Если вам посчастливится увидеть огаря — с кольцом или без — за пределами зоопарка или вы знаете место в городе или Подмосковье, где они гнездятся, — сообщите, пожалуйста, на биофак МГУ по почте: 119992, Москва, Воробьевы Горы, МГУ, биологический факультет, кафедра зоологии позвоночных, Поповкиной А. Б. или по электронной почте: nastya@soil.msu.ru.

Крик огаря можно послушать здесь.

«Информнаука»