Л. Краусс
«Страх физики». Глава из книги

А. Бердников
Интерференция в домашних условиях. Плёнки и антиплёнки

Интервью с Л. Марголисом
Леонид Марголис: «Мне всегда было интересно, как клетки разговаривают друг с другом»

А. Иванов
Сибирь и Северная Америка были единым целым более миллиарда лет назад

П. Амнуэль
Одиночество во Вселенной

Р. Фишман
Детективы каменного века

О. Макаров
Животные, которые дарят надежду

Б. Штерн
Шкловский — 100

А. Деревянко, М. Шуньков
Откуда пришел Homo sapiens?

К. Кохась
Как Бусенька складывала числа «в столбик»

Главная / Новости науки / Сергей Лысенков

11.08.2015 | Комментарии (6)

У эдиакарских организмов фрактофузусов выявлено два способа размножения

Реконструкция заселенного фрактофузусами участка дна

Подробное исследование пространственного распределения фрактофузусов (Fractofusus) — организмов эдиакарского периода из группы рангеоморф — показало, что эти существа имели два способа размножения и расселения. Новые участки дна они заселяли, находясь в плавающей стадии. Возникшие затем взрослые организмы порождали вокруг себя группы более молодых потомков с помощью «отводков»-столонов.

29.07.2015 | Комментарии (11)

У комаров генетическая адаптация к окружающей среде определяется только географией

Имаго обыкновенного комара

У комаров-пискунов Culex pipiens есть две формы, «городская» и «природная», которые не различимы по внешним признакам, но существенно отличаются по образу жизни. Биологи из России и США изучили, какие участки генома подвержены действию естественного отбора у комаров обеих форм, населяющих разные местообитания в Центральной России и в Калифорнии. Главный вывод: набор подверженных отбору участков генома определяется географической близостью, а не принадлежностью к экологической форме или типом местообитания.

05.06.2015 | Комментарии (1)

Впервые показана хаотическая динамика популяций в многовидовом сообществе

Схема циклической сукцессии

Довольно давно было предсказано, что в многовидовых сообществах может возникать хаотическое поведение, однако примеров «из природы» известно не было. Двадцатилетние наблюдения за тремя видами, заселяющими камни в приливно-отливной зоне на побережье Новой Зеландии, показали, что эта экосистема находится «на краю хаоса»: время от времени динамика численностей меняется со стабилизирующейся на хаотическую.

14.02.2015

Степень «фенотипической интеграции» цветка определяется составом опылителей

Альстрёмерия

Согласованность развития отдельных частей организма («фенотипическая интеграция») может быть признаком, подверженным отбору. Так, опылители могут оказывать существенное влияние на эволюцию эмбрионального развития цветка, увеличивая или уменьшая согласованность развития его частей. Исследование чилийских ученых показало, что у растений с широким кругом опылителей степень интеграции цветка определяется именно составом опылителей, а не просто их разнообразием.

14.12.2014 | Комментарии (5)

Облигатный мутуализм не такой уж и облигатный: алоэлистная юкка может опыляться не только юкковыми молями

Юкковая моль

Юкки и опыляющие их юкковые моли — это один из немногих примеров очень узкой взаимной специализации растений и опылителей — облигатного мутуализма. Такие случаи часто рассматриваются как эволюционный тупик, снижающий возможности адаптации к меняющимся условиям и повышающий в долгосрочной перспективе вероятность вымирания. Новое исследование показало, что алоэлистная юкка на части своего ареала вышла из эволюционного тупика и эффективно опыляется завезенными из Европы неспециализированными опылителями.

10.11.2014 | Комментарии (1)

Снижение разнообразия хищников и длительная изоляция делают островных ящериц менее осторожными

Ящерица <i>Podarcis erhardii</i>

Исследование, проведенное на Кикладских островах в Эгейском море, показало, что у ящериц Podarcis erhardii защитные адаптации («пугливость» и склонность к отбрасыванию хвоста) выражены тем меньше, чем менее разнообразны хищники на данном острове. При этом «пугливость» (измеряемая как расстояние, на которое ящерицы подпускают человека) ослабляется еще и с увеличением времени изоляции острова от крупного массива суши.

16.10.2014 | Комментарии (2)

У аспидистр открыт вариант опыления, раньше не встречавшийся у цветковых растений

Открытый цветок A. xuansonensis после выхода личинок мух, видны комочки пыльцы

Растения рода Aspidistra из семейства спаржевых интересны большим разнообразием формы и строения цветка. Однако наши знания об их опылении исчерпываются всего несколькими видами. Растения недавно открытого вида Aspidistra xuansonensis из Северного Вьетнама опыляются самками мух-галлиц, которые откладывают яйца внутрь обоеполого цветка. Развивающиеся личинки питаются пыльцой, после чего выползают из цветка, чтобы окуклиться. Такое сочетание черт уникально для опыления не только аспидистр, но и вообще цветковых растений.

16.05.2014 | Комментарии (2)

Конкуренция за опылителей делает совместно цветущие виды пасленовых непохожими по окраске

Разнообразие окрасок венчиков у растений из трибы иохромовые (семейство Пасленовые) объясняется их взаимной конкуренцией за опылителей

Разноцветные цветки нужны покрытосеменным растениям, чтобы привлекать опылителей. Однако механизмы, объясняющие возникновение этого разнообразия, до конца не ясны. Гипотеза о смене окраски для переключения на новую группу опылителей явно не может объяснить всех фактов. Новое исследование показало, что отбор на «непохожую» окраску действует на совместно произрастающие виды с одним и тем же набором опылителей и способствует снижению конкуренции.

Новости науки по месяцам: 2015 VIII, VII, VI, II  2014 XII, XI, X, V