Подпишитесь на новости науки

(на Subscribe.ru)

И. Соболев
Собираемся на Луну

Н. Резник
Рыбы на службе у эволюционистов

П. Квартальнов
Перебирая поэтический гербарий

Д. Моргачёва
Сказки дядюшки Тимуса

Н. Резник
Камень, ножницы, бумага

С. Ениколопов
Психология зла

А. Мурадова
Как писать частицу «не» в нашей солнечной стране

А. Зализняк
Из русского ударения

Н. Резник
О плавательном пузыре и половом диморфизме

В. Зелевинский
Последний из могикан. Памяти Бориса Ерозолимского

Запад и Восток сошлись на Алтае в бронзовом веке

Реконструкция лица женщины (известной как алтайская принцесса) из могильника Ак-Алаха на плато Укок, выполненная Т. С. Балуевой. В действительности эта женщина с очевидными европеоидными чертами не была принцессой, а происходила из среднего слоя знати или шаманского сословия. Изображение с сайта tatforum.info

Новые данные по палеогенетике древнего населения северо-запада Монголии позволили уточнить демографические события, происходившие на Алтае в железном веке. Рассмотрев эти данные в совокупности с имеющимися выборками по другим прилегающим территориям, испанские ученые реконструировали некоторые черты алтайской истории того времени. Как выяснилось, восточные и западные генетические варианты присутствовали на территории Алтая и Монголии уже в бронзовом веке или даже раньше, но существовали изолированно друг от друга. В ходе распространения скифской культуры и индустрии эти прежде разделенные элементы смешались, породив особую, так называемую пазырыкскую культуру. При этом общее генетическое разнообразие пазырыкцев мало изменилось по сравнению с предшествующими представителями бронзового века, существовавшими на этой территории.

Пазырыкская культура каменного века, представленная богатейшими захоронениями 6–3 веков до н. э., была открыта еще в конце XIX века, а в научный обиход введена в конце 20‑х годов прошлого века Сергеем Ивановичем Руденко и его коллегами. Представителей пазырыкской культуры в западной литературе именуют восточными скифами, хотя точнее говорить об их принадлежности к скифо-сибирской общности племен. Как и скифы, они говорили на иранских языках, использовали особое оружие и звериный стиль в украшениях. Костные останки, мумии и множество артефактов — все это помогло реконструировать облик и быт носителей пазырыкской культуры. Пазырыкцы были кочевниками-скотоводами, также они охотились и ловили рыбу, мололи зерно и пекли пресные лепешки. Искусно мастерили убранство и утварь из глины, дерева и рога, войлочных материалов, ковали инструменты и оружие из железа, обрабатывали по старому обычаю и кремни, ткали разноцветные ковры из крашеной шерсти, выделывали кожи и мех, отливали из золота символические фигурки оленей и других животных. Жили в бревенчатых домах, также из бревен строили и подземные срубы для своих умерших вождей и знати. Именно эти могильники, прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте холодных высокогорий, дали большую часть информации о пазырыкцах. Вождь племени одевался в богатые одежды, расшитые конским волосом и войлочными аппликациями, штаны украшали золотые ленты; его подданные носили кожаные и шерстяные кафтаны, шили шубы из соболей, белки и овчины, а мастерски сработанное оружие пазырыкцев — луки со стрелами, ножи, акинаки, нагайки — говорило о развитом военном искусстве. Для лошади воина тоже выделывалось особое снаряжение, частью символическое, частью защитное.

Культура пазырыкцев, как и их морфологический облик, обнаруживает смешанные черты тюркских и индоевропейских народов. Индоевропейские черты, как считалось, привнесены экспансией с запада и юга (скифские племена), а тюркские имеют восточное происхождение. Тюркские черты обнаруживаются и у тех людей, что жили на Алтае в эпоху неолита и бронзы. Что за народ жил на Алтае во времена бронзы, какие демографические процессы происходили на Алтае в эпоху железа, когда древние алтайцы перемешались с западными племенами? В 90‑х годах прошлого и начале нового века историей и происхождением пазырыкцев занялись палеогенетики. Их инструментом стали не археологические артефакты и костные остатки, а ДНК, выделенная из превосходно сохранившихся мумий. В результате картина скифской экспансии в южную Сибирь и центральную Азию стала видоизменяться. Наиболее доказательная база сложилась для гипотезы о сосуществовании в VI–III веках до н. э. двух культур на территории Алтая — пазырыкской и кара-кобинской, которые берут начало от общего корня — так называемой каракольской культуры. В VIII–VII веках до н. э. (эпоха поздней бронзы) доминировала именно каракольская культура с монголоидным населением. В конце бронзового века и начале железного к ней начинают примешиваться племена, пришедшие из Прикаспийских степей. Прикаспийские племена несут как европеоидные гены, так и элементы праиранской культуры (кстати, и технология изготовления пазырыкских ковров, и краски для них характерны для древних ирано-туркестанских народностей). Как было показано специалистами из Новосибирского института цитологии и генетики СОРАН, генетическими наследниками пазырыкских племен, вероятнее всего, являются современные самодийцы (селькупы) и кеты, населяющие северо-запад Сибири. Они пришли туда, вытесненные со своих территорий племенами хунну, двигавшимися с востока на запад. Впрочем, некоторые генетические данные (А. С. Пилипенко и др., 2011. Митохондриальная ДНК женщины из пещеры Каминная (Горный Алтай) эпохи позднего неолита, PDF, 1,22 МБ) говорят о более раннем (в IV–III тысячелетии) присутствии западных и восточных элементов в генофонде алтайского населения. Если это верно, то движение скифов (точнее, их потомков) в восточном направлении в VII–VI веках до н. э. только усилило перемешивание алтайского генофонда, но не перекроило по-новому его генетический узор. На сегодняшний день этнографы ставят вопрос об алтайском населении следующим образом: как экспансия скифов на восток изменила генофонд алтайцев во время железного века? Иными словами, насколько высока доля генетических вариантов, привнесенных в ходе западной экспансии в середине первого тысячелетия до н. э.?

Распространение пазырыкской культуры

Распространение пазырыкской культуры. Изображение из обсуждаемой статьи в PLOS ONE

Ответить на эти вопросы помогают новые данные из Монголии. Монгольские захоронения, относящиеся к этому времени, открыты в 2004–2006 годах в ходе нескольких международных экспедиций. Российско-германо-монгольской экспедиции 2006 года посчастливилось откопать могильники, где были захоронены три человека. В могилах обнаружилось и множество предметов исключительной сохранности. Генетические вариации монгольских пазырыкцев из этих захоронений были разобраны в соответствующей статье (Pilipenko et al., 2010. Mitochondrial DNA studies of the Pazyryk people (4th to 3rd centuries BC) from northwestern Mongolia). Эти люди — мужчина и женщина со своим новорожденным ребенком — несли в геномах следы западноевразийских генетических вариантов. Но о происхождении этих вариантов ничего определенного сказать нельзя — они могли быть привнесены как в железном веке, так и тысячелетием раньше.

Другая, франко-испано-монгольская экспедиция 2005–2007 годов, также работала в этом районе, и также нашла исключительный материал, относящийся к пазырыкской культуре.

Так, во время этой экспедиции в районе Баян-Улгий найдены останки десяти человек (семь мужчин, одна женщина и двое детей). Большинство из них получили смертельные ранения, по-видимому, подвергнувшись внезапному нападению воинов.

Проникающее ранение черепа одного из мужчин из Баян-Улгий

Проникающее ранение черепа одного из мужчин из Баян-Улгий: видна форма раны, указывающая на возможное оружие. Изображение из статьи Jordana et al., 2009. The warriors of the steppes: osteological evidence of warfare and violence from Pazyryk tumuli in the Mongolian Altai

Испанские ученые из Независимого Университета Барселоны и Института эволюционной биологии в Барселоне, работавшие с этими останками, решили объединить все имеющиеся данные по генетике пазырыкцев и их предшественников бронзового века. Они анализировали мтДНК, так как эта часть генома представлена полнее всего. Сюда включены выборки по бронзовому веку Казахстана, южной Сибири, Монголии и по железному веку тех же территорий. Сложенные вместе, эти данные позволяют увидеть картину расселения алтайцев в пространстве и времени.

Частота западных и восточных евразийских гаплогрупп в древних евразийских популяциях до и во время железного века. Изображение из обсуждаемой статьи в PLOS ONE

В образцах бронзового века 100% мтДНК из Монголии представлено вариантами (гаплогруппами) восточно-евразийского происхождения. Вместе с тем в других синхронных образцах из Алтая и Казахстана варианты западного происхождения. Монгольские образцы пазырыкской культуры имеют смешанный состав — примерно в равной пропорции в них представлены варианты восточного и западного происхождения. В других местонахождениях этого возраста мтДНК также более или менее перемешанная, то есть состоит из равных долей западных и восточных вариантов.

Нашлись варианты мтДНК, которые алтайцы (пазырыкцы) железного века унаследовали от своих предшественников бронзового века или от еще более ранних. Все эти варианты имеют западно-евразийское происхождение. В целом число западных вариантов в общем разнообразии мтДНК в железном веке не увеличилось по сравнению с предшествующей исторической эпохой. Другими словами, экспансия скифов на восток в VI–III веках до н. э. не привнесла нового разнообразия в генофонд пазырыкского населения. По мнению испанских специалистов, миграция скифов с запада на восток инициировала два исторических процесса. Во-первых, распространение культурных обычаев и технологий, и, во-вторых, движение местного (именно местного, а не пришлого!) населения с запада на восток. В результате технологических и иных новшеств алтайские горные хребты перестали разделять прежде разобщенные племена, и неоднородное по своему генетическому составу население алтайского региона перемешалось. Корни существующего генетического разнообразия современных алтайцев следует искать среди населения железного века или даже еще глубже в историческом прошлом.

Источник: González-Ruiz M, Santos C, Jordana X, Simón M, Lalueza-Fox C et al. Tracing the Origin of the East-West Population Admixture in the Altai Region (Central Asia) // PLOS ONE , 2012. V. 7. N 11: e48904. doi:10.1371/journal.pone.0048904.

Благодарим сотрудницу Института археологии РАН Марию Медникову,
вмешательство которой немало способствовало точности формулировок и смысловых нюансов заметки.