Как зимующие птицы используют людей

Вадим Гаврилов,
орнитолог, канд. биол. наук, ст. науч. сотр. Звенигородской биостанции им. С. Н. Скадовского биологического факультета МГУ им. Ломоносова
«Троицкий вариант» №1(220), 17 января 2017 года

Вадим Гаврилов (ТрВ №1(220), 17 января 2017 г.)

Вадим Гаврилов

Хорошо известно, что на Земле только полоса около экватора характеризуется отсутствием сезонных перемен в климате и погоде. Чем дальше от экватора, тем больше возрастают сезонные различия во внешних условиях жизни животных и растений. Годовая ритмичность особенно ярко проявляется у птиц, населяющих умеренные и полярные зоны. Из-за краткости благоприятного периода в высоких широтах сокращается продолжительность гнездового сезона. При этом увеличивается его амплитуда, т. е. в размножении одновременно участвует большее число особей.

Кроме того, с увеличением географической широты уменьшается среднесуточная температура воздуха. Поэтому птицы, размножающиеся и растущие в северных широтах, испытывают дополнительные энергетические нагрузки, связанные с необходимостью поддерживать собственное существование, размножаться и расти при температурах ниже границы температурного оптимума.

Миграции птиц являются одной из форм адаптации к сезонности климата, позволяющей птицам иметь большую численность, чем при оседлом образе жизни. Они также дают возможность использовать для гнездования территории, благоприятные в один сезон и неблагоприятные в другие сезоны.

Большой пестрый дятел <i>Dendrocopos major</i> (ТрВ №1(220), 17 января 2017 г.)
Большой пестрый дятел Dendrocopos major

Неоднократно доказано, что с точки зрения миграции все популяции птиц ведут себя очень по-разному. В пределах каждой популяции появляются на свет птицы, которые вовсе не мигрируют. Есть и те, у которых миграционное состояние в разной степени выражено. Есть птицы с гипертрофированным миграционным состоянием. Таким образом, естественный отбор всегда располагает достаточным исходным материалом для изменения нормы реакции в популяции как в направлении оседлости, так и в направлении перелетности. При необходимости могут меняться сроки, дальность и направленность миграции.

Средний пестрый дятел <i>Leiopicus medius</i> (ТрВ №1(220), 17 января 2017 г.)
Средний пестрый дятел Leiopicus medius

Если птицы мигрируют, то это не требует изменения фундаментальной особенности их существования — общего количества энергии, которое они способны усваивать из окружающей среды. Миграции лишь изменяют годовой цикл потребления энергии, снижая потребности зимой и повышая их весной, летом и осенью, то есть в более благоприятные для питания сезоны.

Напротив, у оседлых птиц умеренных и высоких широт поддержание благоприятного энергетического баланса в зимний период требует снижения теплоотдачи и увеличения способности усваивать больший объем пищи. Жизнь в трудных условиях требует перестройки многих фундаментальных систем в организме, как физиологических, так и морфологических.

Лазоревка <i>Cyanistes caeruleus</i> (ТрВ №1(220), 17 января 2017 г.)
Лазоревка Cyanistes caeruleus

Развитие адаптации к холоду вступает в противоречие с необходимостью сохранять устойчивость к высоким температурам летом. Это противоречие решается сезонным изменением теплопроводности, теплопродукции и предельного уровня потребления пищи. Кроме того, приспособление к оседлому образу жизни в условиях высоких и умеренных широт требует выработки способности к сезонной смене питания, причем зимняя пища часто оказывается либо трудноусваиваемой, либо малокалорийной, либо, наконец, труднообрабатываемой. Использование ее возможно лишь после выработки глубокой адаптации на морфологическом и физиологическом уровнях.

Понижение температуры до минусовых значений и выпадение снега являются самыми неблагоприятными факторами зимы. Замерзают вода и почва, прекращается вегетация растений; большая часть насекомых, моллюски, черви, амфибии, рептилии и часть млекопитающих впадают в анабиоз, спячку или прячутся. Поэтому птицы лишаются многих доступных местообитаний.

Московка <i>Periparus ater</i> (ТрВ №1(220), 17 января 2017 г.)
Московка Periparus ater

В отсутствие снежного покрова, даже при замерзании почвы, птицы, которые питаются семенами растений, могут собирать те семена, которые остались на самих растениях, и те, которые рассеялись на почве. Точно так же насекомоядные птицы могут выискивать спрятавшихся в траве и в почве насекомых. Однако даже незначительный снежный покров приводит птиц к необходимости разрывать снег, а глубокий снег делает всю пищу недоступной. И тогда на помощь приходят люди.

Человек давно стал одним из важнейших составляющих экосистемы, и в зимнее время в умеренных широтах зимующие птицы часто рассчитывают на него. Благодаря людям уменьшается влияние основных неблагоприятных факторов. В зимнее время, особенно там, где численность людей велика, зимующие птицы предпочитают концентрироваться вокруг и в пределах человеческих поселений.

Поползень <i>Sitta europaea</i> (ТрВ №1(220), 17 января 2017 г.)
Поползень Sitta europaea

Люди, их жилища, их производственные помещения и т. д. создают огромное количество дополнительного тепла, которое приводит как к глобальному, так и к локальному повышению температуры в городах. Жилища людей и их производственные объекты предоставляют огромное количество теплых ниш и укрытий, где зимующие птицы могут пересидеть и обогреться. Повышение температуры около человеческих жилищ и специальная очистка людьми определенных территорий от снега уменьшает распространение и глубину снежного покрова.

Кроме того, человек производит, хранит, перерабатывает и выбрасывает огромное количество пищи. Естественно, птицы используют этот ресурс и концентрируются вокруг таких мест, поедая собственно пищу и/или других животных, которые также ее используют. Так человек, часто сам того не желая, способствует успешной перезимовке многих птиц. А концентрация птиц вокруг человеческих поселений — поведенческая адаптация, увеличивающая выживаемость зимующих птиц.

Буроголовая гаичка <i>Poecile montanus</i> (ТрВ №1(220), 17 января 2017 г.)
Буроголовая гаичка Poecile montanus

Вместе с тем в последнее время увеличивается и направленная роль человека в увеличении выживаемости зимующих птиц. Всё больше и больше людей целенаправленно и постоянно подкармливают птиц в осенне-зимний период. Выделяются два основных направления подкормки птиц: направленная подкормка определенных видов и создание специальных кормушек, которые посещают разные виды птиц.

В средней полосе России зимующих птиц можно условно разделить на пять групп.

Первую образуют виды, полностью зависящие от человека. Это городские голуби, воробьи и городские утки. Эти виды вне поселений человека вообще не смогут существовать; количество кормов, которые они могут найти в природе, настолько мало, что не позволит им пережить зиму.

Вторую группу образуют оседлые лесные птицы, регулярно зимующие в средней полосе и вполне приспособленные к этому.

Большая синица <i>Parus major</i> (ТрВ №1(220), 17 января 2017 г.)
Большая синица Parus major

Это синицы, поползни, дятлы, зеленушки, сойки. Они могут пережить зиму и без помощи человека, но не откажутся от последней. Эти птицы охотно и много кормятся на кормушке. Третью группу образуют снегири, щеглы, овсянки, чижи и чечетки. В зимнее время эти зерноядные птицы питаются различными семенами. Они изредка посещают кормушки, с удовольствием поедая семечки, но из-за кочевого образа жизни редко остаются у кормушек подолгу.

Четвертую группу образуют дрозды, свиристели, пищухи и корольки. Эти виды часто можно увидеть вблизи человеческого жилья, но они никогда не посещают кормушки из-за их специализации в питании.

Пятую группу образуют серые вороны и сороки. Эти виды лучше всего приспособлены для обитания совместно с человеком; их как правило никто специально не подкармливает за исключением обычно индивидуально опознаваемых особей.

На фотографиях, сделанных автором статьи, представлены виды второй группы, которых в осенне-зимний период можно увидеть на кормушках.

• persicum  | 07.03.2017 | 13:11 Ответить
    Какие фотки замечательные, что за техника (не считая мастерства фотографа)?