«Знание — сила» №2, 2017

анонс номера

«Знание — сила» №2, 2017

ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Лучи света в сонном царстве
Александр Волков
В последние годы ученым удалось обнаружить тропинки, ведущие в потаенный мир сновидений. Новые методы исследования головного мозга позволяют проследить за активностью нервных клеток даже в то время, когда человек спит. Исследование сновидений, считают многие специалисты, переживает свой «золотой век».

НОВОСТИ НАУКИ
Подтверждено существование темной энергии
Так возникает время?
Объяснен феномен прозрачности Вселенной
На Марсе обнаружены свежеобразовавшиеся озера
Полевые мыши имеют способности к счету

В ФОКУСЕ ОТКРЫТИЙ
О «ребенке трех родителей»
Леонид Крайнов

Эволюция меняет человека. — Человек меняет себя
Биологическая эволюция человека вовсе не завершилась, но она продолжается очень медленно. Непозволительно медленно, на взгляд многих людей, привыкших «жить быстро и получать всё сразу». Можно ли ускорить ее? И к чему это приведет? Перспективам постепенного превращения человека в «машину», в «киборга» и посвящена наша сегодняшняя Главная тема.

В ожидании превращений
Биологическая эволюция человека вовсе не завершилась, ведь шансы принести жизнеспособное потомство выше у тех, кто наилучшим образом приспособится к миру, в котором мы живем, — к миру, страдающему от глобального потепления, от загрязнения окружающей среды различными химикатами, от инфекционных заболеваний, которые обрушиваются на нас. При этом на классический эволюционный процесс оказывают очень сильное влияние эпигенетика, а также ценности, созданные человеческой культурой, и достижения нашей техники.

ГЛАВНАЯ ТЕМА
«Нам нужно укротить в себе зверя»
Философ Джулиан Савулеску из Оксфордского университета считает, что необходимо улучшить «конструкцию» человека с помощью лекарств или нейроимплантатов. Сегодня мы публикуем фрагменты интервью, которые он дал нескольким зарубежным изданиям.

ГЛАВНАЯ ТЕМА
Киборгом может стать каждый?
Новейшие достижения техники нужны не только больным людям, но и здоровым. Когорта энтузиастов растет. Все они спешат наделить себя необычными способностями, стать хоть немного «киборгами». К чему это приведет?

Курцвейл за 5 минут, или Цугцванг
Рэймонд Курцвейл — один из главных провозвестников появления «человека 2.0». Перед вами — краткое изложение некоторых его идей о будущем, которое, как считает Курцвейл, неизбежно ждет нас. Сама логика эволюции неумолимо ведет человечество к этому финалу, который, конечно же, окажется лишь началом новой прекрасной эпохи — эпохи «машинолюдей», коим с помощью технических средств удастся переоснастить свое тело так, чтобы самые радужные (и самые мрачные?) предсказания фантастов сбылись.

ВО ВСЕМ МИРЕ
Чтобы лучше видеть
Сознание — это аномалия
Папаши, не курите!
Звук «th» исчезнет из английского языка
Одиночество на генетическом уровне
Пломба лечит зуб
Женщины любят плохих

1917: ДО И ПОСЛЕ
Предстояние
Юрий Жук
Продолжаем публикацию материалов о событиях, предшествовавших «переломному» 1917 году и последовавших за ним. В третьем номере журнала наших читателей ждет развитие темы о влиянии перипетий Великой войны на то, что случилось в России ровно век назад.

РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ
Долго жить не прикажешь
Борис Жуков

ЛЮДИ НАУКИ
К 80-летию разгрома «центра теоретической физики СССР»
Геннадий Горелик

ЛЮДИ НАУКИ
Капица и Ландау
Павел Рубинин

ПЛАНЕТА БУРЬ
Тайна древней Олимпии
Александр Зайцев
Cчитается, что священный город эллинов, Олимпия, был уничтожен мощным землетрясением. А может, он стал жертвой цунами, что иногда обрушивались на берега Восточного Средиземноморья?

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОШЛОГО
Прошлое как область творчества
Владислав Дегтярев

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ
а пути к монстрам
Стоит ли пить два литра воды в день?
Тоже инвалиды.
Прямой путь к слабоумию.
О пользе прыщей
Антидепрессанты приводят к переломам.
Займитесь спортом!

КНИЖНЫЙ НАВИГАТОР
Не теряя надежды это сделать
Леонид Ашкинази

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ
Обгоняя болезнь...
Елена Съянова

КОСМОС: РАЗГОВОРЫ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Мы живем в космосе, а космос живет в нас
Лариса Лихачева
Исполнилось пять лет грандиозному отечественному космическому проекту «РадиоАстрон». В соответствии с техническим заданием срок активного существования (САС) был рассчитан на три года. Однако в связи с высокой надежностью и эффективностью, а проще говоря — потому, что орбитальный радиотелескоп прекрасно себя «чувствует», а круг подвластных ему научных задач за это время существенно расширился, принято решение продлить срок его службы еще на два года. Что это за задачи и каковы дальнейшие перспективы проекта? Об этом наш корреспондент беседует с заместителем директора Физического института РАН, исполнительным директором проекта «РадиоАстрон» Ларисой Николаевной Лихачевой.

РОЖДЕНИЕ НАУКИ
У истоков славянской филологии
Татьяна Соловьева
Время рождения славяноведения как филологической научной дисциплины обычно относят ко второй половине восемнадцатого века...

РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ. И НЕ ТОЛЬКО О НИХ
Нам не понять, нам не понять...
Ирина Прусс

ПРОЧТИТЕ ЭТИ КНИГИ
Портрет идеальной чайки
Борис Жуков

КАК МАЛО МЫ О НИХ ЗНАЕМ
Единороги существовали!
Как муравьи ищут дорогу
Вот только дай волю!

ИСТОРИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ
Когда люди обогнули Землю. Год 1522
Сергей Смирнов
6 сентября 1522 года завершилось начатое Фернаном Магелланом фантастическое кругосветное плавание. Достойные его ученики Себастьян Элькано и Антонио Пигафетта сообщили христианскому миру: мы обогнули по морям Земной шар, плывя вдогонку Солнцу! Как отозвался на это просвещенный мир европейцев, не так давно сплоченный книгопечатанием?

МУЗЕЙ — КАК ЛИЦО ЭПОХИ
Палаты бояр Романовых
Елена Генерозова
«Палаты бояр Романовых» – единственный в России музей русского быта допетровской эпохи.

МУЗЕЙ — КАК ЛИЦО ЭПОХИ
«Пересоленные реформы»
Александр Савинов
Что за жизнь на самом деле была в XVII веке, — веке, который посетители музея видят с его упрощенной, одомашненной, если не сказать — декоративной стороны, что тревожило русских людей того времени, с какими трудностями им приходилось сталкиваться, — читайте в статье о Соляном бунте 1648 года.

КОНТРВЕРСИИ