Элементы Элементы большой науки

Поставить закладку

Напишите нам

Карта сайта

Содержание
Энциклопедия
Новости науки
LHC
Картинка дня
Библиотека
Методология науки
Избранное
Публичные лекции
Лекции для школьников
Библиотека «Династии»
Интервью
Опубликовано полностью
В популярных журналах
«В мире науки»
«Знание — сила»
«Квант»
«Квантик»
«Кот Шрёдингера»
«Наука и жизнь»
«Наука из первых рук»
«Популярная механика»
«Потенциал»: Химия. Биология. Медицина
«Потенциал»: Математика. Физика. Информатика
«Природа»
«Троицкий вариант»
«Химия и жизнь»
«Что нового...»
«Экология и жизнь»
Из Книжного клуба
Статьи наших друзей
Статьи лауреатов «Династии»
Выставка
Происхождение жизни
Видеотека
Книжный клуб
Задачи
Масштабы: времена
Детские вопросы
Плакаты
Научный календарь
Наука и право
ЖОБ
Наука в Рунете

Поиск

Подпишитесь на «Элементы»



ВКонтакте
в Твиттере
в Фейсбуке
на Youtube
в Instagram



Новости науки

 
20.02
Экстракт из старых сородичей ускоряет старение

16.02
Открыт бензольный дикатион — пирамида с шестикоординационным углеродом

15.02
Детектор ATLAS увидел рассеяние света на свете

14.02
Кембрийское ископаемое Saccorhytus поместили в основание эволюционной линии вторичноротых

13.02
Эволюционные последствия генных дупликаций удалось оценить количественно






Главная / Библиотека / В популярных журналах / «Популярная механика» версия для печати

Золото науки

Роман Фишман
«Популярная механика» №9, 2016

Бывают олимпиады, участники которых не принимают допинг. Где, даже взяв по золоту на каждого члена команды, страна может проиграть в общем зачете. Атлеты в них могут быть совсем неспортивными. Только фавориты в этих соревнованиях всё те же — Китай, Корея, США, Россия... И страсти на них кипят настоящие, олимпийские.

Илья Кочергин («Популярная механика» №9, 2016)

На прошедшей в 2016 году в Швейцарии Международной олимпиаде по физике одну из четырех золотых медалей для российской команды заработал Илья Кочергин, занявший по итогам 29-е место мирового рейтинга. Его наставники — учителя физики Светлана Колякина и Владимир Майоров из лицея «Вторая школа»

«Могут быть случаи и настоящего „выгорания“, когда человек не выдерживает стрессов, большой нагрузки, — говорит Валерий Слободянин, тренер сборной команды школьников России по физике. — Был один мальчик в нашей команде, совершенно блестящий, мы его везли на олимпиаду в Китай за золотой медалью... Но он ошибся при чтении одного из заданий, не смог решить — и „поплыл“. Растерял всю уверенность и не справился даже с простыми вопросами».

В нынешнем году на Международной физической олимпиаде российская команда забрала четыре золотых и одну серебряную медаль и в общем зачете стала четвертой после «азиатских тигров»: Китая, Южной Кореи, Тайваня. На прошедшей тем временем 57-й Международной математической олимпиаде наши школьники оказались седьмыми. Тренер математиков, коллега Слободянина по МФТИ и Лаборатории по работе с одаренными детьми, — сам по себе легенда, воспитывающий уже много поколений российских олимпийцев. «Я как стал выигрывать республиканские олимпиады еще школьником, потом сам возил команды на соревнования, так до сих пор и живу в этом мире, — говорит Назар Агаханов. — И это большая радость, возможность общаться с новой, невероятно одаренной молодежью».

Команды, становившиеся лучшими на Международных математических олимпиадах в 1959–2016 годах

Китай 19 раз 19
СССР / Россия 16 раз 16
Венгрия 6 раз 6
США 6 раз 6
Румыния 5 раз 5

Атлеты: «Некоторые из них совсем неспортивные»

«В математике исключительно важно дарование, как, наверное, в музыке, — говорит Назар Агаханов. — Поэтому я так скажу: упорным трудом можно добиться многого. Можно поднять свой уровень на ступеньку, может, на две. Но талант — он уже стартует сразу ступенек на пять выше, этому не научишь, это наследственность. Ведь математика — это не про цифры, это про мышление».

«Усидчивость, трудоспособность недооценивать тоже нельзя, — вступает Валерий Слободянин. — Почему-то принято говорить, что-де олимпиады — это занятие такое, спринтерское, а настоящая наука — марафон. Так это совершенно неверно: успех на соревнованиях требует такой же долгой и ежедневной работы». Физики — кандидаты в национальную сборную — пара десятков лучших школьников, победителей всероссийских олимпиад, — занимаются обычно по паре часов каждый день. «Некоторые из них совсем неспортивные, — продолжает Слободянин, — так что отдают этому действительно много сил».

О результативности этой работы можно судить не только по олимпийским медалям. Десятки победителей математических олимпиад впоследствии стали лауреатами престижных научных премий — публике известнее всех, конечно, Григорий Перельман, завоевавший золотую медаль на олимпиаде 1982 года. «Впрочем, больше половины потом в настоящую науку так и не приходят, — говорит Слободянин, — но в жизни они все, в общем-то, очень успешны. Ребята здорово соображают, это ценно везде».

Комитеты: «Вплоть до дисквалификации страны»

В отличие от спортивных олимпиад, возрастных и весовых категорий на научных соревнованиях школьников нет. Но организацией и координацией процесса также занимаются международные комитеты, а места проведения избираются и готовятся за много лет. В 2028 году физики будут встречаться в Эквадоре, а 61-я олимпиада математиков пройдет в 2020 году в Петербурге.

«После церемонии открытия детей обычно увозят на экскурсию, и только тогда нам представляют задания. Потом почти все тренеры до самого утра сидят над переводами на свои языки с английского», — объясняет Валерий Слободянин. На следующий день детям предстоит первый пятичасовой тур, теоретический, а затем, через день, — и экспериментальный. Испытание у математиков проходит два дня подряд, раундами по 4,5 часа. За раунд им предлагается решить по три задачи «стоимостью» в семь баллов каждая, так что максимально возможное количество баллов в этой олимпиаде — 42, «ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого».

«Насколько мне известно, случаев применения допинга не отмечалось, — рассказывает Слободянин. — Мы рекомендуем разве что шоколадки. Но за нарушения возможны и наказания, вплоть до дисквалификации страны». Известны случаи выведения из соревнований команды математиков КНДР. В 1984-м за отказ принять уже заявленные соревнования были дисквалифицированы физики из Франции.

Олимпийская задача от Валерия Слободянина

Валерий Слободянин («Популярная механика» №9, 2016)
Мяч, брошенный с начальной скоростью v0, движется в однородном гравитационном поле в плоскости x — z, где ось x горизонтальна, а z — вертикальна и антипараллельна ускорению свободного падения g; сопротивлением воздуха пренебречь. Меняя угол броска мячика, летящего из начала координат, можно поразить цели в области, заданной уравнением: z ≤ z0 − kx2; этот факт примем без доказательства. Найдите постоянные z0 и k. Чему равна наименьшая возможная скорость vmin, необходимая, чтобы поразить самую верхнюю точку сферического здания радиуса R? В последнем варианте можно менять и угол, и исходную точку броска, оставаясь на уровне земли, z = 0.
Решение

Тренировки: «Постоянная работа с хорошими задачами»

Отбор лучших начинается со школьных олимпиад, победители которых проходят затем через муниципальные и региональные соревнования. «Мы получаем результаты со всей России и просто проводим черту в балльном рейтинге, — объясняет Валерий Слободянин, — так, чтобы в общероссийский финал могли поехать по 90–100 человек на каждый класс, те, кто показал лучшие результаты. Из числа лучших в финале мы отбираем обычно человек 25–27 и с ними уже работаем».

С кандидатами в сборную тренерские штабы Слободянина и Агаханова занимаются удаленно и регулярно, время от времени проводя «школы» с интенсивным погружением в предмет. Физика начинается в седьмом классе, так что в «олимпийцы», как правило, принимают девяти-, десятиклассников. Но некоторые математические олимпиадники были невероятно молоды. Австралиец Теренс Тао в 1986 году получил бронзовую медаль накануне своего 11-летия, а будущий великий советский математик Владимир Дринфельд завоевал золото в 15 лет. Впрочем, Назар Агаханов считает, что за ранним раскрытием талантов гнаться не стоит: важно начать с развития интереса к науке, и лишь затем переходить к тренировкам. «Весь наш опыт говорит, что никакое разъяснение теорий не будет таким эффективным, как постоянная работа с хорошими задачами», — говорит Агаханов.

Задачи: «Чтобы не было срывов»

По традиции задачи физических олимпиад готовят организаторы принимающей страны, математики же собирают предложения от всех стран-участниц, отбирая лучшие голосованием особого комитета, а затем — лидеров команд. «Мы их даже не называем „задачами“, — объясняет Валерий Слободянин, — это „проблемы“, в начале которых кратко излагается суть какой-то теории, возможно, и незнакомой школьникам. Затем идет ряд заданий-вопросов разного уровня сложности. Важно сделать так, чтобы каждый участник мог дать правильный ответ хотя бы на часть вопросов. Чтобы не было срывов».

«Составлять математические задачи — это особое искусство и особое удовольствие, — продолжает Назар Агаханов. — Мы зовем таких мастеров „задачными композиторами“, и это действительно композиторство, творчество, в котором важно придумать что-то необычное и элегантное. Такие произведения — предмет настоящей профессиональной гордости».

Олимпийская задача от Назара Агаханова

Назар Агаханов («Популярная механика» №9, 2016)
У крестьян в селе есть 128 овец. Раз в неделю они устанавливают «справедливость» и забирают у самого богатого (имеющего самое большое поголовье) столько овец, сколько сами на тот момент имеют. При этом каждый из остальных удваивает свое стадо. Например, если у четырех крестьян было 0, 22, 33 и 73 овец, то после первого перераспределения станет 0, 44, 66 и 18, затем 0, 88, 4 и 36, и т. д. Если у двух самых богатых крестьян овец поровну, то «раскулачивают» одного из них по жребию. Известно, что в селе прошло семь раскулачиваний. Как в итоге овцы распределились между крестьянами? Укажите все возможные варианты.
(Ответ на задачу вы найдете в следующем номере.)

Китай: «Во-первых, их просто много»

Уровень участников далеко не однороден: по словам тренеров, олимпийцы некоторых стран в России вряд ли прошли бы выше областного уровня. Помимо нас, в пятерку стран, задающих тон олимпиадам, входят США, Тайвань и Южная Корея. Но доминирует уже на протяжении последних полутора десятилетий Китай. «Во-первых, их просто много, это, конечно, важно, — поясняет Назар Агаханов. — Но ведь у них еще и традиционно невероятная дисциплина, и огромная мотивация».

Распределение наград происходит почти автоматически, на основе количества набранных баллов. Лучшие 8% физиков получают золотые медали, 17% — серебряные, а чтобы получить бронзовую, нужно выступить результативнее как минимум половины участников. Примерно по такому же механизму, в соотношении 1:2:3, распределяются медали и среди математиков. Положение страны в итоговой таблице зависит от общего числа набранных ее командой баллов, так что известны случаи, когда все участники зарабатывали по золоту, однако страна в целом набирала недостаточно высокие для победы в командном зачете очки.

Однако научные олимпиады — это те соревнования, в которых победа, тем более победа отдельной страны, действительно не главное. Многие талантливые школьники из Китая, не пробившиеся в национальную сборную, поступают в школы других стран и участвуют под их «флагами». Претензий к ним, как иногда к спортивным легионерам, нет никаких: чья бы команда ни обошла всех в командной борьбе, выигрывает наука — общее дело всего человечества.


Комментировать


 


при поддержке фонда Дмитрия Зимина - Династия