Игорь Иванов

«Нам не дано предугадать...»

Этот рассказ был бы не полон без упоминания сенсации 2002 года: экспериментальная группа из Окриджской национальной лаборатории (США) под руководством Р. Талеярхана, изучавшая сонолюминесценцию в «тяжелом» (дейтериевом) ацетоне, зафиксировала следы термоядерной реакции! Экспериментаторы обнаружили два проявления реакции слияния дейтерия — избыток нейтронов и появление сверхтяжелого водорода трития, которые наблюдались только в случае тяжелого ацетона и только в режиме сонолюминесценции. Построенная авторами модель предсказывала, что в условиях эксперимента вполне достижима температура в миллионы (!) кельвинов, которая и приводит к «ультразвуковому термояду».

Схема эксперимента, в котором, как утверждается, были обнаружены следы термоядерной реакции (изображение с сайта www.scientific.ru)

Вокруг сообщения сразу же развернулась драма: авторитетный американский журнал Science целый год отказывался публиковать статью, не доверяя результатам. Публикация всё же состоялась, но сопровождалась критической статьей других физиков из той же самой организации, которые безуспешно пытались найти тот же сигнал на той же самой установке, но со своим детектором. С тех пор, с одной стороны, были опубликованы еще две статьи группы Талеярхана, подтверждающие первоначальные результаты, а с другой стороны, рос скепсис научного сообщества. В свете новых данных по сонолюминесценции (температуры не выше 100 000 градусов, ослабление сонолюминесцентного света в летучих органических веществах и т. д.) «ультразвуковой термояд» стал казаться всё более невероятным явлением.

Конечно, велик соблазн заставить работать на человека такое редкое «чудо природы», как самопроизвольная концентрация энергии в триллионы раз. Однако похоже, что в случае ультразвукового термояда исследователи поторопились: уж слишком их выводы идут вразрез со всей совокупностью прочих экспериментальных данных по сонолюминесценции. Впрочем, вся история физики рекомендует в таких случаях не зарекаться: пока сомнительный результат не прошел многократную перепроверку в разных условиях, остается шанс, что в нем есть и рациональное зерно. Так или иначе, американское Агентство перспективных оборонных технологий (DARPA) выделило группе Талеярхана, а также его оппонентам исследовательский грант: даже если результат ошибочен, военным необходимо быть стопроцентно уверенными, что это действительно так.

В каком-то смысле, эта история стала для физиков уроком. Не стоит торопить события и «насильно» переводить еще незаконченное научное исследование в практическую плоскость. Задача физики — досконально понять явление, а практические применения в свое время созреют сами.

• Jackal  | 28.11.2006 | 11:13 Ответить
    Довольно полно раскрыта тема, но необходимо предоставить больше теоритических объяснений явления и показать установку, на которой можно получить эксперимент(предоставленая схема немного сложна, ведь всё можно зделать проще
    • nim > Jackal | 24.03.2008 | 12:57 Ответить
      если у вас есть другая схема буду рад ее увидеть.
      • Aleks > nim | 29.10.2008 | 16:14 Ответить
        Другая схема есть: http://www.nuclearfusion.narod.ru
  • Oleg №1  | 03.09.2013 | 09:34 Ответить
    В 1980 х читал альманах достижения советских ученных там описывалась технология изготовления стекла из расплава железа ))) а не микро кластеров.