Сергей Борисович Попов

Перспективы: далекие МПГ

Надеемся, что читатель согласится с нами, что МПГ — это очень интересные объекты. Жаль только, что их известно всего четыре (плюс есть один кандидат). Причем, по всей видимости, связано это с краткостью жизни нейтронной звезды на этой стадии. Т. о. надежда обнаружить другие МПГ в нашей Галактике невелика. Но, может быть, можно как-то поискать их в других галактиках?

Гигантские вспышки МПГ можно наблюдать с достаточно больших расстояний. Прибор BATSE на борту Комптоновской обсерватории (CGRO) мог бы увидеть вспышку, подобную всплеску 5 марта, с расстояния в несколько Мпк. А гипервсплеск, подобный событию 27 декабря — с расстояния в десятки Мпк. Значит, стоит покопаться в архиве BATSE. Беда в том, что точность определения координат очень невелика. Поэтому важно понять где искать.

Давайте подумаем. МПГ — это очень молодые нейтронные звезды. Значит, их больше там, где сейчас рождается много массивных звезд (и, соответственно, где происходит много взрывов сверхновых). Темп звездообразования распределен очень неравномерно. В окрестности в 10 Мпк вокруг нас за 25% темпа звездообразования ответственны всего лишь четыре хорошо известные галактики: M82, NGC 253, M83, NGC 4945. В пределах 4-5 Мпк их вклад еще больше. Стало быть, именно в направлении этих галактик стоит ждать прихода всплесков от внегалактических магнитаров. Мы с Борисом Штерном из АКЦ ФИАН просмотрели архив BATSE, однако подходящих кандидатов обнаружено не было. Это может говорить о том, что максимальная энергетика вспышек, аналогичных 5 марта, чуть ниже, чем это принято считать, и, соответственно, предельное расстояние для детектирования на BATSE меньше 3-4 Мпк.

Гипервспышки, потенциально детектируемые с расстояний порядка 50 Мпк, можно искать в более экзотических галактиках. На расстоянии порядка 40 мпк от нас находятся две «фабрики сверхновых» — галактики Arp 299 и NGC 3256. Темп сверхновых в них превосходит галактический в 20-100 раз! Можно ожидать, что всплески, подобные 27 декабря, происходят в них раз в год. Наш анализ каталога BATSE выявил несколько интересных кандидатов, однако пока рано говорить о том, что мы обнаружили аналоги гипервспышки от 1806-20.

Можно также надеяться, что в галактиках, где есть много активных магнитаров, могут быть и более мощные источники. Ведь, если вспышку даст еще более молодая нейтронная звезда, период вращения которой короче, а магнитное поле больше, чем у галактических МПГ, то энергетика всплеска превысит 1046 эрг.

Распределение всплесков, зарегистрированных BATSE, на плоскости длительность-жесткость. Видно две популяции космических гамма-всплесков: короткие и длинные. Ромбами показано, куда на эту плоскость попадают два жестких всплеска от МПГ 1900+14. Ясно, что мощные вспышки МПГ действительно похожи на космические гамма-всплески, и в каталоге BATSE наряду с последними могут скрываться и всплески далеких МПГ. Рисунок взят из обзора Вудса и Томпсона (P. M. Woods, C. Thompson) astro-ph/0406133

Кроме отдельных выделенных галактик с мощным звездообразованием можно ожидать, что в какой-то из сотен галактик скопления в Деве вспыхнет магнитар. Возможно, что находящиеся сейчас на орбите спутники, в первую очередь Swift (а может быть, и Integral и HETE-2), смогут увидеть гигантские всплески от МПГ в галактиках скоппления в Деве. Поле зрения этих приборов достаточно велико, чтобы туда «проваливалось» сразу все скопление.

Мощные вспышки происходят чрезвычайно редко. Было бы заманчиво детектировать слабые вспышки от внегалактических МПГ. Однако они слишком слабы. Можно только надеяться, что будущее поколение рентгеновских спутников сможет наблюдать такие всплески с расстояний в несколько Мпк (а может быть, и в десятки Мпк). Тогда основными «мишенями» приборов станут все те же галактики с мощным звездообразованием.

• vugopyec  | 17.01.2011 | 16:49 Ответить