Скутозавр Карпинского и его реконструкции

В конце пермского периода, 253 миллиона лет назад, Русскую равнину покрывала обширная речная система, где плавали водные ящеры скутозавры Карпинского (Scutosaurus karpinskii). Их кости в начале XX века нашел недалеко от Великого Устюга профессор В. П. Амалицкий. Его раскопки продолжались почти десять лет. Подводя их итоги, профессор подсчитал, что сумел добыть остатки примерно 150 скутозавров — десятки скелетов, черепа и тысячи отдельных костей. Были и детеныши размером со свинью, и огромные особи величиной с носорога.

В те времена скутозавры относились к роду парейазавр (Pareiasaurus), но позже их выделили в особый род.

Амалицкий посвятил этим животным несколько статей и монографий, которые остались неопубликованными и сохранились в архивах Академии наук РАН.

Фототаблица из неопубликованной монографии В. П. Амалицкого

Фототаблица из неопубликованной монографии В. П. Амалицкого (архив Палеонтологического института РАН)

Скутозавры относятся к особому классу (или подклассу) позвоночных — парарептилиям, которые процветали в пермском периоде и почти полностью исчезли в середине триасового периода, незадолго до появления динозавров.

Скутозавры Карпинского были самыми крупными парарептилиями. Есть две основные гипотезы, объясняющие их образ жизни.

Академик П. П. Сушкин и его ученик профессор И. А. Ефремов считали парейазавров сухопутными ящерами, которые питались, выкапывая из земли сочные корни. В двадцатые годы XX века небольшой скелет скутозавра в Геологическом музее Академии наук так и смонтировали. «В позе копания» — было написано на этикетке.

На роющий образ жизни скутозавров указывали тяжелые и массивные плечевые кости, схожие с костями кротов и других роющих животных. Впрочем, сходство, скорее всего, случайное и объясняется примитивной конструкцией конечностей. Они у скутозавров устроены, как у саламандры или тритона, при этом поддерживали громадную тушу. Чтобы передвигаться, животному потребовалось нарастить мышечную массу, что привело к увеличению массивности костей. Подобные «роющие лапы» были у многих крупных ящеров пермского периода. Одна западная дама-палеонтолог провела сравнительный анализ и пришла к выводу, что почти все пермские ящеры были роющими и копающими, что явно не соответствует действительности.

Вторая, более правдоподобная гипотеза предполагает водный образ жизни скутозавров. Еще профессор Амалицкий считал этих животных чем-то вроде бегемотов или даже моржей и допускал, что у них между пальцами располагалась перепонка. Это мнение развил доктор биологических наук М. Ф. Ивахненко. В восьмидесятых годах прошлого века он обнаружил парадоксальную особенность скутозавров. В Палеонтологическом музее в Москве выставлено много их скелетов и все смонтированы неправильно, декоративно, с большими разрывами между костями. Ивахненко промерил скелеты и понял, что если собрать кости сустав к суставу и добавить объем отсутствующей грудной клетки, то лапы скутозавров попросту перестанут доставать до пола.

Реконструкция скелета скутозавра Карпинского, выполненная М. Ф. Ивахненко

Реконструкция скелета скутозавра Карпинского, выполненная М. Ф. Ивахненко (архив М. Ф. Ивахненко)

Получается, скутозавры вообще не могли ходить. Ивахненко предположил, что они плавали, но не как моржи или бегемоты, а как морские коровы. Они были дюгонями и сиренами пермского периода и тоже жили стадами, недаром их кости встречаются сразу в большом количестве и преобладают в захоронениях. В раскопке профессора Амалицкого кости скутозавров составляли 70 процентов всех находок.

Не вполне понятно, чем питались скутозавры. Устройство их зубов и челюстей весьма своеобразно. Верхние и нижние зубы смыкаются, как застежка-молния, причем зубы не соприкасаются друг с другом, между ними остаются тонкие зазоры. На зубах нет следов стирания, а значит, пища была мягкой.

Скорее всего, челюсти работали как цедильный аппарат, и ящеры фильтровали воду. Возможно, они питались водорослями, которые во множестве плавали на поверхности воды в виде плавучего плотного мата, вроде ряски, скрепленной мхом и гифами грибов. Мат кишел личинками, насекомыми и червями, что делало его очень питательным. Для обработки такой пищи вполне годился челюстной аппарат скутозавров.

Возможно, они фильтровали не водорослевый мат, а крошечных панцирных рачков, которых было много в пермских водоемах. Рачки напоминали нынешних дафний и циклопов, продающихся в зоомагазинах, только были гораздо крупнее: не с песчинку, а с зернышко риса или даже с горошину.

Зубы скутозавров похожи на лепестки с небольшими зубчиками. Подобные зубы неоднократно возникали в разных группах позвоночных, в том числе у игуан и динозавров. Один старожил в Кировской области, в городе Котельнич, где захоронено много парейазавров, говорил, что такие зубы похожи на крысиные лапки.

Лепестковидные зубы вымерших рептилий и парарептилий

Лепестковидные зубы вымерших рептилий и парарептилий. Иллюстрация Андрея Атучина из книги А. Е. Нелихова «Ящеры Пинеги»

Черепа скутозавров квадратные, в ширину больше, чем в длину. Каждый череп — индивидуальный. Шипы, наросты, бугорки и расположение выступов — особые у каждой особи. Палеонтолог А. П. Быстров писал, что не видел даже двух одинаковых черепов скутозавров.

Профессор Амалицкий тоже отмечал, что у скутозавров наблюдается «большая пластичность». Иногда черепа так различны, что легко можно запутаться и отнести их к разным видам и даже родам.

Почти все черепа деформированы. Грунтовые воды выносили из костной ткани минералы и делали ее пластичной, как глина. В результате черепа сплюснуло: некоторые перекошены на одну сторону, другие — на другую. В детской книге «Живое прошлое Земли» палеонтолог Ивахненко писал, что эти скошенные черепа выглядят «довольно смешно».

Брат писателя Чехова Александр Павлович говорил о скутозавре, что это был, «судя по скелету, малосимпатичный зверь». А палеонтолог Э. Ланкестер в своей книге «Вымершие животные», переведеной на русский язык, пишет (рис. 114), что скутозавр «похож на гигантскую моську».

Реконструкции внешнего вида скутозавров делали часто. Самую первую опубликовали в 1902 году в иллюстрированном приложении к популярной газете «Новое Время»:

Реконструкция скутозавра, выполненная по указаниям В. П. Амалицкого

Реконструкция скутозавра, выполненная по указаниям В. П. Амалицкого. Иллюстрированное приложение к газете «Новое Время», №9343 за 9 марта 1902 года

На ней скутозавр выглядит как динозавр с толстым хвостом, он весь покрыт крупной чешуей. Сейчас считается, что кожа скутозавров была мягкая и железистая. Возможно, в ней сидели роговые колпачки, как у жабы, и кожа выделяла ядовитую слизь.

На реконструкции Сушкина скутозавр немного похудел, стал более грацильным и изящным:

Реконструкция скутозавра, выполненная по указаниям П. П. Сушкина

Реконструкция скутозавра, выполненная по указаниям П. П. Сушкина. Из статьи С. А. Гатуева «Геологический Музей Академии Наук СССР» («Человек и природа», №9, 1925)

В тридцатые годы по указаниям палеонтолога А. П. Гартман-Вейнберг сделали многочисленные фигурки пермских ящеров, в том числе скутозавра, напоминавшего жабу:

Реконструкция скутозавра из книги А. П. Гартман-Вейнберг «Эволюция парейазаурид» (Л. 1933)

Реконструкция скутозавра из книги А. П. Гартман-Вейнберг “Die Evolution der Pareiasauriden” («Эволюция парейазаурид»; Труды ПИН. Т. 3. — Л. 1933, на немецком языке)

Несколько оригинальных реконструкций выполнили Быстров и Ивахненко. У Ивахненко скутозавры выглядят либо как бегемотоподобные животные, либо как дюгони:

Реконструкция скутозавра М. Ф. Ивахненко

Реконструкция скутозавра М. Ф. Ивахненко (архив М. Ф. Ивахненко)

Взгляды на внешний вид и образ жизни скутозавров многократно менялись. Будущие исследования наверняка принесут еще немало новых сведений и позволят уточнить представления об этих замечательных парарептилиях.

На картинке — скутозавры Карпинского. Современная реконструкция Михаила Шеханова.

1) Иностранцевия, «Элементы», 19.09.2016.
2) Черепахи грозят перевернуть эволюционное древо рептилий, «Элементы», 22.11.2013.

Антон Нелихов

• Aab  | 18.02.2017 | 13:52 Ответить
    :)
  • VICTOR  | 20.02.2017 | 15:44 Ответить
    >полностью исчезли в середине триасового периода, незадолго до появления динозавров.

То есть всех, кто жили в триасе до его середины динозаврами не считают?

Другие картинки