Дафнис крупным планом

Дафнис с расстояния 28000 км

Перед вами одна из лучших фотографий Дафниса — спутника Сатурна. Ее сделал месяц назад космический аппарат «Кассини», завершающий в нынешнем году свою двенадцатилетнюю вахту в окрестностях Сатурна серией рискованных «нырков» в кольца планеты-гиганта.

Дафнис — один из мелких спутников Сатурна, открытых самим аппаратом «Кассини». Крошечную луну поперечником всего шесть километров (точнее, Дафнис имеет форму картофелины размерами 8,6 × 8,2 × 6,4 км) увидели на снимках аппарата 1 мая 2005 года в щели Килера (см. Keeler Gap) в кольце А. Сама эта узенькая щель средней шириной 35 км, кстати, тоже была открыта космическим аппаратом — «Вояджером» — и названа в честь американского астронома Джеймса Килера, изучавшего Сатурн в XIX веке и открывшего другой разрыв в кольцах — щель Энке (см. Encke Gap). Любопытно, что орбита спутника имеет небольшое наклонение к Сатурну, поэтому он «ныряет» на глубину до 17 км под щелью и «выныривает» на высоту до 17 км над ней, за счет чего на некоторых снимках может казаться размером почти с саму щель.

После открытия спутник получил временное название S/2005 S1 (или, в соответствии с порядковым номером, Сатурн XXXV). Довольно быстро стало понятно, что он относится к так называемым спутникам-пастухам (см. «Пастух» Прометей), своей гравитацией стабилизирующим границы соседних колец. Потому он и получил свое имя в честь Дафниса — пастуха-флейтиста из древнегреческой мифологии.

Уже на первых снимках Дафниса были хорошо заметны волнообразные гравитационные возмущения, которые он создает на внешней кромке щели Килера. На новом снимке эти возмущения видны во всех деталях. Неудивительно: снимок сделан с расстояния всего в 28 тысяч километров. Предполагается, что этот снимок поможет лучше понять характер гравитационного взаимодействия Дафниса и мелких частиц кольца А и объяснить, например, как именно движение Дафниса порой формирует в кольце вертикальные структуры, поднимающиеся над плоскостью кольца.

Дафнис в равноденствие

Эта фотография была сделана «Кассини» незадолго до последнего равноденствия на Сатурне, которое состоялось в середине августа 2009 года. Солнце в этот момент находилось почти в плоскости колец, поэтому даже небольшие возмущения, которые Дафнис вызывает в кольцах, отбрасывали заметные тени. Высота этих волн — от 500 метров до полутора километров. Также видна тень от самого Дафниса. Фото сделано с расстояния более 800 000 км. Изображение с сайта saturn.jpl.nasa.gov

Фото © NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute с сайта saturn.jpl.nasa.gov.

О спутниках-пастухах см. также:
«Пастух» Прометей, «Элементы», 02.07.2016.

Алексей Паевский