Узурпаторы гнезд

Совместное гнездо мухоловки-пеструшки и московки

Очень редкую ситуацию в жизни птиц наблюдали в 2007 году на Звенигородской биостанции МГУ. Самка мухоловки-пеструшки (Ficedula hypoleuca) построила гнездо поверх гнезда мелкой синицы московки (Periparus ater), но та не сдалась и не бросила его, а вытащила свои яйца из-под чужого гнездового материала. В итоге получилось общее гнездо, состоящее из гнездового материала обоих видов, а в лотке лежали их смешанные кладки. Но самое удивительное в том, что яйца насиживали обе самки (на фото), причем не поочередно, а мирно сидя бок о бок в гнезде!

Совместное гнездо мухоловки-пеструшки и московки

Трехдневные птенцы московки и перемешанные яйца мухоловки-пеструшки (голубые) и московки. 2 июня 2007 года. Фото © Андрея Бушуева

Оба самца прилетали их кормить, но осталось неясным, кормили ли они только свою самку или чужую тоже.

Совместное гнездо мухоловки-пеструшки и московки

К 5 июня в общем гнезде вылупились два птенца мухоловки-пеструшки — они на фотографии более мелкие. Фото © Андрея Бушуева

Увы, семейная идиллия кончилась трагически: ни один птенец не дожил до вылета из гнезда. По всей видимости, корм, приносимый мухоловками, оказался слишком грубым для синичат: он включал больших пауков, клопов и личинок жуков. Клювы погибших птенцов московки были забиты кормом, который они не могли проглотить.

В некоторых случаях образование межвидовых кладок у птиц является следствием острой конкуренции за места гнездования. Такая конкуренция довольно обычна у тех птиц-дуплогнездников, которые не могут самостоятельно сделать дупло: например, это различные виды мухоловок, синиц, поползней, горихвосток, скворцов, воробьев. Если дупел или дуплянок (искусственных гнездовий) не хватает, то птицы могут изгнать из приглянувшегося им укрытия уже заселившуюся пару другого вида. Так, гнездящиеся позже скворцы могут построить гнездо в скворечнике, который уже заняли воробьи. А скворцов, в свою очередь, могут вытеснить прилетающие позже стрижи. Кроме того, известны случаи образования смешанных кладок вследствие того, что птицы занимают чужое брошенное гнездо с яйцами.

Среди лесных птиц узурпатором гнезд больших синиц (Parus major) часто оказывается мухоловка-пеструшка, которая прилетает с мест зимовки, когда синицы уже приступили к размножению. Хотя самка мухоловки намного меньше и слабее синиц, она способна выжить хозяев из дуплянки. Мухоловки — отличные летуны и могут так замучить синиц частыми атаками, что те бросают гнездо. Кроме того, синицы во время откладки яиц надолго покидают дупло, что дает возможность самке мухоловки очень быстро забросать синичью кладку собственным гнездовым материалом. Увидев, что произошло с родным гнездом, синицы его бросают и начинают строить новое в другом месте. В некоторых случаях мухоловки настолько торопятся отложить яйца, что почти не надстраивают захваченное синичье гнездо. В итоге яйца мухоловки и синицы перемешиваются, и из них могут вылупиться птенцы обоих видов.

Мухоловки-пеструшки стремятся поселиться рядом или захватить гнездо синицы, даже если вокруг много свободных дуплянок. Так что в данном случае дело может быть и не в конкурентных отношениях между этими видами. Существует теория, согласно которой синичьи гнезда служат для мухоловок показателем качества территории. В отличие от синиц, мухоловки являются дальними мигрантами. Вероятность успешного размножения выше у тех мухоловок, которые как можно скорее после прилета приступают к гнездованию. У них очень мало времени для выбора подходящего места, поэтому они ищут те, что уже выбрали для себя синицы. У мухоловок, гнездящихся рядом с синицами, больше размер выводков, а птенцы имеют большую массу.

Птенцы московки и горихвостки

А вот результат откладки яиц в гнездо московок горихвостками, которые принесли немного материала и отложили 3 яйца в кладку хозяев. Насиживала самка московки. На фото птенцы примерно двухнедельного возраста, виден крупный птенец горихвостки и пятеро птенцов московки. Из трех птенцов горихвостки вылетел только один, второй погиб до вылета, а третий не смог выбраться из тесной и довольно глубокой дуплянки после вылета московок. Фото © Евгения Бельского, Свердловская область, 2014 год

В литературе описано всего несколько случаев, когда самки двух видов насиживали совместную кладку, одновременно или по очереди. Например, в Норвегии самки мухоловки-пеструшки и обыкновенной горихвостки (Phoenicurus phoenicurus) насиживали кладку одновременно. Примером поочередного насиживания служит случай совместной кладки странствующего дрозда (Turdus migratorius) и красного кардинала (Cardinalis cardinalis) в американском штате Айова. Намного чаще встречается ситуация, когда птицы другого вида помогают только выкармливать птенцов. В одном из таких случаев мухоловка-пеструшка стала строить свое гнездо прямо поверх гнезда московки с птенцами, но те выбрались наружу. В отличие от истории на Звенигородской биостанции, самка мухоловки не стала насиживать свои яйца, а принялась помогать московкам кормить птенцов вплоть до их успешного вылета из гнезда.

Подбрасыванием яиц в чужие гнезда особенно известны околоводные и морские птицы. Например, у некоторых видов уток доля гнезд со смешанными кладками может достигать 80%! Известны случаи смешанных кладок, состоящих из яиц даже трех видов птиц. Смысл подкладывания яиц в чужие гнезда понятен: можно переложить все родительские заботы на чужие плечи. В отличие от внебрачного отцовства, гнездовой паразитизм выгоден как самцу, так и самке.

Если птицы не только подбрасывают яйца в чужие гнезда, но и могут строить свои собственные, самостоятельно насиживать яйца и выкармливать птенцов, то они называются факультативными гнездовыми паразитами. Облигатные же гнездовые паразиты вообще не строят гнезд, не насиживают кладку и не заботятся о своих птенцах. Пример такого вида птиц — всем известная обыкновенная кукушка (Cuculus canorus). Надо сказать, что подбрасывание яиц встречается не только у птиц, но и у некоторых рыб и насекомых. Причем яйца подбрасываются не только в гнезда. Есть удивительный пример, когда в озере Танганьика эндемичный сом синодонтис многопятнистый (Synodontis multipunctatus) подбрасывает икру в рот местным цихлидам.

Фото © Андрея Бушуева, Звенигородская биостанция МГУ, 31 мая 2007 года.

О гнездовом паразитизме см. также:
А. Нумеров, 2003. Межвидовой и внутривидовой гнездовой паразитизм у птиц.

Андрей Бушуев