Нитекрылки и их длинношеие личинки

Нитекрылка

В жаркий летний полдень где-нибудь в Средиземноморье можно увидеть странных насекомых, перепархивающих с цветка на цветок. Задние крылья у них похожи на ниточки или ленточки, ну а голова спереди снабжена чем-то вроде утиного клюва. Знакомьтесь, это нитекрылки (Nemopteridae), относящиеся к отряду сетчатокрылых насекомых (Neuroptera), близкие родичи знаменитых муравьиных львов.

В отличие от других сетчатокрылых, которые на стадии имаго не прочь полакомиться тлями и прочими мелкими беспозвоночными, взрослые нитекрылки — абсолютные вегетарианцы, и в их кишечнике никогда не находили ничего, кроме пыльцы. Ее они собирают с помощью удлиненных максилл (второй пары челюстей), сидящих на клювообразном роструме — так называется вытянутая передняя части головы.

Nemoptera bipennis

Nemoptera bipennis (подсемейство Nemopterinae), самая обычная европейская нитекрылка. Фото с сайта flickr.com/photos/galayos

Всего в семействе нитекрылок насчитывается около 150 видов в составе двух подсемейств, Nemopterinae и Crocinae. Они обитают на всех континентах, не считая Северной Америки, причем исключительно в теплых широтах — так, в Евразии нитекрылок не встретишь севернее Испании и Турции. Центром разнообразия семейства может считаться Южная Африка, там обитает больше половины всех ныне существующих видов.

Подсемейство Crocinae — это наиболее специализированные нитекрылки. Характеристики семейства получили у них, можно сказать, утрированное развитие. Задние крылья у Crocinae особенно тонкие и нитеобразные, с неразличимым жилкованием, рострум и максиллы — особенно длинные.

Dielocroce

Нитекрылка Dielocroce (подсемейство Crocinae), Израиль. Фото с сайта gilwizen.com

Интересны личинки многих нитекрылок из подсемейства Crocinae, которые обзавелись длинной «шеей» для захвата пробегающей мимо добычи из засады. Особенно экстремально длинной «шеей» выделяются личинки из трибы с пугающим названием Necrophylini.

Личинка нитекрылки

Личинка нитекрылки Necrophylus (подсемейство Crocinae), Испания. Фото © Javier Gállego с сайта macroinstantes.blogspot.ru

«Шея» этих личинок образована удлиненной переднегрудью. Она служит как бы рукояткой секатора, на конце которого сидят два лезвия — голова с челюстями. Охотятся личинки, затаившись на полу заброшенных домов, гробниц и пещер. Как только мимо пробегает какое-то насекомое, они хватают его челюстями и впрыскивают в жертву пищеварительный сок.

Личинка нитекрылки Dielocroce (подсемейство Crocinae), охотящаяся на щетинохвостку

В остальное время личинки Crocinae малоподвижны и сверху присыпаны пылью, что делает их абсолютно незаметными. Искать этих существ рекомендуется в кучках сора, предварительно сметенных с пола. Примечательно, что впервые личинок Crocinae обнаружили в 1833 году при обследовании египетских пирамид в Гизе.

Личинка нитекрылки

Личинка нитекрылки Dielocroce (подсемейство Crocinae), почти незаметная в песке. Израиль, фото с сайта gilwizen.com

Вытянутой переднегрудью могут похвастаться и другие засадные хищники, например богомолы и водные клопы ранатры. Но вот среди личинок насекомых с полным превращением (Holometabola) по длине «шеи» представители Crocinae, пожалуй, не знают себе равных. Кстати, среди отряда сетчатокрылых нитекрылки — одно из самых молодых семейств, в палеонтологической летописи они появляются ближе к середине мелового периода.

На фото — южноафриканская нитекрылка Nemia sp. Фото с сайта thesmallermajority.com.

Александр Храмов

• sancho  | 28.12.2016 | 02:10 Ответить
    если человека уменьшить в сто раз, в каких бы он доспехах или кевларе не был, с любыми пушками... мне кажется полчаса в траве не продержится :) кстати! хорошая идея для фильма ужасов!
    • niou > sancho | 28.12.2016 | 09:17 Ответить
      Книга такая есть, "В стране дремучих трав"...
      • leonid_ge > niou | 29.12.2016 | 19:32 Ответить
        Книга "Приключения Карика и Вали", написана еще в 1937-м году, и фильм по ней есть (более современный).
        • sancho > leonid_ge | 10.01.2017 | 00:19 Ответить
          огромное спасибо!
          2 часа увлекательного ностальгического кино... но для детей мне кажется мрачновато ))))
          и вот еще что.
          1. про полчаса в траве я наврал. не продержимся и трех минут.
          2. неужели мои сын с дочкой в такую же банду превратятся...
      • sancho > niou | 10.01.2017 | 00:21 Ответить
        спасибо, нашел, читаю :)
      • sancho > niou | 11.01.2017 | 12:11 Ответить
        ну так себе, если честно, книжка.
        сказка.
        для детей больше.
    • NikeByNike > sancho | 28.12.2016 | 10:37 Ответить
      На самом деле уменьшенный человек был бы намного быстрее и сильнее любого насекомого :) Т.к. скорость реакции бы в 100 раз, сила и прочность костей относительно тела тоже в 100 раз выросла бы.
      Уменьшенный человек легко бы прыгал на метры, собственно прыжкам бы мешала только выросшая парусность. Можно было бы падать с любой высоты.
      Да, жрать бы этих самых насекомых уменьшенному человеку пришлось бы нон-стоп, без остановки :)
      • leonid_ge > NikeByNike | 29.12.2016 | 19:31 Ответить
        Он был бы слепой.
        Площадь сетчатки глаза уменьшилась бы в 100х100 = 10000 раз, соответственно, количество света, попадающего в глаз, было бы в 10 тыс раз меньше.
        Мрак.
        • NikeByNike > leonid_ge | 02.01.2017 | 19:09 Ответить
          У человека очень широкий диапазон светосилы :) Проблемы были бы только в темноте.
          Прикол в тему: http://al-pas.livejournal.com/82083.html
  • Kostja  | 31.12.2016 | 12:28 Ответить
    Интересно что происходит с шеей личинки во время превращения во взрослое насекомое.

Предпоследняя пикча почему то у меня не отображается, только подпись.

Другие картинки