«Звездное небо» новозеландской пещеры

Arachnocampa luminosa

Перед вами — не фотография звездного неба, а своды новозеландской пещеры, усеянные светящимися личинками двукрылых насекомых Arachnocampa. Эти личинки секретируют ловчие нити, к которым прилипают разнообразные комары, поденки и прочая летучая мелочь, привлеченная светом. Недавно ученые выяснили, что в качестве клея в своих нитях Arachnocampa используют мочевину.

Род Arachnocampa является эндемиком Австралии и Новой Зеландии и относится к семейству грибных комариков Keroplatidae. На стадии имаго эти насекомые ничем не примечательны, и неспециалист не обратит на них ни малейшего внимания: ну комар и комар. А вот посмотреть на личинок Arachnocampa, точнее на производимую ими иллюминацию, ежегодно съезжаются десятки тысяч туристов.

Имаго Arachnocampa

Имаго Arachnocampa, самец и самка. Фото с сайта terrain.net.nz

Живут личинки в длинных слизистых трубочках, подвешенных параллельно друг другу к потолку пещеры. С каждой такой трубочки свешиваются десятки ловчих нитей длиной до 50 см. Каждая нить сделана из особого кросс-бета-складчатого шелка. По своей структуре он отличается от шелка, из которого состоит паутина пауков, но встречается у некоторых других насекомых, например в составе ножек яиц златоглазок.

Но прилипает добыча не к шелку, а к особым капелькам, которыми усеяны ловчие нити сверху донизу. Проанализировав их химический состав, австрийские и новозеландские специалисты пришли к выводу, что на 99% капельки состоят из воды. Если ее испарить, то останется небольшой кристаллик, состоящий из мочевины.

Схема строения гнезда личинки Arachnocampa

Схема строения гнезда личинки Arachnocampa. Lo — люминесцентный орган, h — голова личинки, s — шелковые ловчие нити, v — ловчие пузырьки, содержащие мочевину. Рисунок из статьи J. Byern et al, 2016. Characterization of the Fishing Lines in Titiwai (=Arachnocampa luminosa Skuse, 1890) from New Zealand and Australia

В комбинации с другими веществами мочевину используют в промышленности в качестве склеивающего состава. Возможно, аналогичную роль она играет и в ловчих нитях Arachnocampa. Мочевина — это продукт экскреции этих личинок, так что у них ничего не пропадает даром. Правда, шелк для ловчих нитей личинки синтезируют с помощью лабиальных желез (у которых функция слюноотделения заменена на функцию выработки шелка), расположенных в районе головы, поэтому не совсем понятно, как туда попадает мочевина, скапливающаяся в кишке.

Личинки Arachnocampa ловят всех летающих насекомых, включая имаго собственного вида. Иногда их добычей становятся даже маленькие улитки. Почувствовав, что к нити кто-то прилип, личинка подтягивает нить к себе и поедает незадачливую жертву. Остатки пищи личинка тщательно выкидывает, так что ее гнездо всегда отличается чистотой.

Личинка Arachnocampa и ее жертва

Личинка Arachnocampa и ее жертва. Фото © Solvin Zankl с сайта solvinzankl.photoshelter.com

Изначально личинок Arachnocampa принимали за жуков-светляков. И действительно, они светятся за счет такого же биолюминесцентного люциферин-люциферазного комплекса, сосредоточенного в мальпигиевых сосудах на нижнем конце тела. Интересно, что в трахеях личинок есть специальные отражатели, которые перенаправляют свет в нижние ярусы пещеры, где его лучше видно как потенциальным жертвам, так и туристам.

Фото © Joe Michael с сайта businessinsider.com.

См. также о люминесценции у насекомых:
1) Огни светлячков: желтый или зеленый? «Элементы», 20.09.2016.

Александр Храмов

• sancho  | 16.12.2016 | 22:06 Ответить
    обалдеть. много интересуюсь биологией, о таком слышу впервые.
    куча вопросов, кто строит гнездо? как ручейник? сама? но из чего? откуда свешиваются нити? если к задней нити кто-то прилипнет чем она его поднимет и сможет ли развернуться чтобы съесть? наверняка сможет, но как? хотелось бы видео.
    что нам мешает ночнички такие делать? мочевина вроде не дорогая штука...
    • Chyyr > sancho | 19.12.2016 | 01:17 Ответить
      > что нам мешает ночнички такие делать? мочевина вроде не дорогая штука...

Мочевина участвует в образовании ловчих пузырьков. Светится личинка за счет люциферина с люциферазой.
    • timur.davletshin > sancho | 19.12.2016 | 14:31 Ответить
      https://vimeo.com/94747106#t=180 — вот Вам видео для общего представления.
      • sancho > timur.davletshin | 19.12.2016 | 23:05 Ответить