Элементы Элементы большой науки

Поставить закладку

Напишите нам

Карта сайта

Содержание
Энциклопедия
Новости науки
LHC
Картинка дня
Библиотека
Видеотека
Книжный клуб
Задачи
Масштабы: времена
Детские вопросы
Плакаты
Научный календарь
Наука и право
ЖОБ
Наука в Рунете

Поиск



Главная / Картинка дня версия для печати

Крики гималайских медвежат


Медвежонок

Этот четырехмесячный детеныш гималайского медведя (Ursus thibetanus) громко кричит «ау!», сигнализируя о том, что попал в безвыходную ситуацию: залез на поваленное дерево и не может спуститься. Такое часто случается с медвежатами в этом возрасте, когда они только учатся лазить по деревьям и впервые начинают самостоятельно исследовать тайгу. Именно крик «ау!», или лай, помогает медведице или другим медвежатам отыскать потерявшегося детеныша при плохой видимости в густом подлеске уссурийской тайги.

Считается, что медведи редко издают звуки и в основном либо пыхтят или сопят, как Винни-Пух, либо рычат для устрашения противника. Однако по сравнению с другими млекопитающими, ведущими одиночно-семейный образ жизни, у медведей довольно богатый и специфичный набор типов звуков. В семействе медвежьих вокальный репертуар подробно изучен только у одного вида — большой панды (Ailuropoda melanoleuca), чьи звуки значительно отличаются от звуков остальных видов семейства. Для того чтобы развеять миф о молчаливости медведей, мы исследовали вокализации медвежат-сирот гималайского медведя, которые проходили двухлетнюю реабилитацию перед выпуском в природу в уссурийской тайге в предгорьях Сихотэ-Алиня.

Всего насчитали 7 типов звуков в вокальном репертуаре медвежат: 6 голосовых (скуление, стон, лай, рявканье, щелканье, гамминг), которые издаются с помощью вибрации голосовых связок, и один неголосовой звук (фырканье). Каждый тип звука имеет строго определенные структурные параметры, что видно на спектрограммах.

Спектрограммы семи типов звуков медвежат

Спектрограммы семи типов звуков медвежат гималайского медведя: а) скуление, б) стон, в) лай, г) рявканье, д) фырканье, е) серия щелканья из пяти сложных звуков, ж) серия гамминга из 13 отдельных звуков. Рисунок из статьи L. Pokrovskaya, 2013. Vocal repertoire of Asiatic Black Bear (Ursus thibetanus) cubs

Скуление — наиболее часто встречающийся и наиболее полиморфный тип звука у медвежат. Это длинный тональный звук, часто включающий различные нелинейные феномены, которые возникают в результате несогласованной работы двух половинок голосовых связок. Стон — длинный низкочастотный звук, обычно издаваемый с закрытым ртом и звучащий как «ууум». Лай — короткий высокочастотный звук, который напоминает человеческое «ау!» или «иу!». Рявканье — короткий звук, почти полностью состоящий из нелинейных феноменов. Фырканье — короткий неголосовой звук, издаваемый за счет быстрого выдоха через нос с закрытым ртом, звучащее как «уфф». Щелканье представляет собой периодический комплексный звук, состоящий из трех регулярно повторяющихся элементов. Гамминг — это очень короткие низкочастотные звуки, издаваемые серией на выдохе; по звучанию он напоминает что-то среднее между жужжанием пчелы и мурлыканием кошачьих. Все семь типов звуков, кроме лая, были ранее отмечены в вокализациях взрослых гималайских медведей и у других видов семейства медвежьих, однако их структура (за исключением щелканья и гамминга) описана нами впервые. Щелканье и гамминг являются уникальными звуками семейства медвежьих, но они отсутствуют в репертуаре большой панды.

На этом видео можно послушать все типы звуков гималайских медвежат: скуление, стон, лай, рявканье, щелканье, гамминг

Медведи вокализируют в основном под действием негативных эмоций, например агрессии, тревоги, дискомфорта и изоляции от родственников. Все эти ситуации характеризуются высоким уровнем эмоционального возбуждения и занимают лишь малую часть суточной активности медвежат. Когда медвежатам угрожает опасность (например, приближение тигра или взрослого медведя-самца), детеныши мгновенно забираются на ближайшее дерево и от страха начинают щелкать, фыркать и иногда стонать, когда страх особенно сильный. При внезапном сильном испуге медвежата громко рявкают, затем либо успокаиваются, либо продолжают издавать другие сигналы тревоги. В случаях изоляции от членов семейной группы потерявшийся медвежонок издает пронзительный лай для того, чтобы родственники могли отыскать его в лесу. Но такое поведение довольно рискованно, так как тем самым он выдает себя и делается легкой добычей для хищника.

Медвежата

При опасности медвежата взбираются на дерево и тревожно кричат. Фото © Лии Покровской

Скуление у медведей — это самый изменчивый и информативный тип звука. Медвежата скулят при агрессии (сюда относятся ситуации, связанные с выпрашиванием и защитой пищи, а также дракой за нее) и дискомфорте (например, холод или голод, неспособность переплыть реку или слезть с дерева). Как и у большинства млекопитающих, структурные параметры звуков (основная частота, длительность, амплитудная модуляция) зависят от уровня эмоционального возбуждения медвежат и от поведенческого контекста; основная частота также обратно пропорциональна длине голосовых связок. Структура скулений четко отражает их функцию — в разном контексте медвежата и скулят по-разному.

Примеры спектрограмм типичных скулений медвежат

Примеры спектрограмм типичных скулений, издаваемых в различных поведенческих контекстах: а) выпрашивание пищи, б) защита пищи, в) драка за пищу, г) дискомфорт. Рисунок из статьи L. Pokrovskaya, 2013. Vocal repertoire of Asiatic Black Bear (Ursus thibetanus) cubs

Сигналом комфорта и удовлетворенности у всех видов медведей за исключением большой панды служит гамминг. Структура гамминга типична для сигналов удовлетворения хищных млекопитающих. Гамминг у медведей связан исключительно с моторикой сосания — медвежата издают этот звук при сосании молока матери, а сироты — при сосании бутылки с молочной смесью. Еще этот звук медвежата издают при сосании ушей другого детеныша, собственной лапы или другого неодушевленного объекта — все это примеры замещенного, или аномального, поведения, развивающегося в связи с ранним отлучением от матери. Ни в одной другой приятной или нейтральной ситуации, будь то игра, приветствие или встреча после разлуки, медвежата не вокализируют, в отличие от представителей семейств кошачьих и псовых.

Медвежонок

В процессе сосания медвежата всегда издают гамминг. Фото © Сергея Колчина

Обобщая, скажем, что вокальная коммуникация медвежат гималайского медведя является важным механизмом регуляции конфликтов за пищевые ресурсы и оповещения собратьев о возможной опасности или об отставании одного из детенышей.

Фото © Сергея Колчина, предгорья Сихотэ-Алиня.

Лия Покровская

Комментировать



Последние картинки:  БиологияЛия Покровская

 


при поддержке фонда Дмитрия Зимина - Династия