Мезозойский водный жук

Coptoclava longipoda

На фотографии — не какой-то странный рачок, а 15-миллиметровая личинка мезозойского водного жука Coptoclava из местонахождения Байса (Бурятия). Жук Coptoclava — одно из самых многочисленных ископаемых насекомых, встречающихся в раннемеловых пресноводных отложениях Китая, Монголии и Забайкалья. В некоторых слоях попадается до 50 этих «ракожуков» на квадратный метр. Обильные сборы позволили изучить Coptoclava настолько подробно, насколько это вообще возможно для ископаемых насекомых.

Жуки Coptoclava относятся к вымершему семейству Coptoclavidae. Как и ряд современных семейств водных жуков, таких как вертячки, плавунцы и плавунчики, коптоклавиды входят в подотряд Adephaga. Но представители этого семейства, появившегося в середине триаса и исчезнувшего в середине мела, обладали целым рядом уникальных адаптаций, которые не встречаются у водных жуков в наши дни.

Имаго Coptoclava longipoda

Реконструкция внешнего облика имаго Coptoclava longipoda, вид сверху и снизу. Рисунок из статьи: А. Г. Пономаренко. Coptoclava (Coleoptera) — своеобразный раннемеловой водный жук из Восточной Азии. — Труды совместной советско-монгольской палеонтологической экспедиции, 1975, вып. 2, c. 122-139

Взять хотя бы конечности личинки Coptoclava — задние и средние ноги у нее уплощены и превращены в маленькие весла, а удлиненные передние ноги это существо использовало для захвата добычи, как богомол. У личинок современных водных жуков ничего подобного нет — они гребут либо всеми тремя парами ног, усаженных плавательными волосками, либо концом брюшка, а добычу удерживают челюстями, а не ногами.

Личинка Coptoclava longipoda

Реконструкция внешнего облика личинки Coptoclava longipoda, одного из самых обычных видов раннемеловых Coptoclavidae. Рисунок из статьи: А. Г. Пономаренко. О систематическом положении Coptoclava longipoda Ping (Insecta, Coleoptera) — Палеонтологический журнал, 1961, № 3, c. 67-72

У взрослых Coptoclava ноги были специализированы аналогичные образом: задние и средние служили для плавания, передние — для захвата. Интересно, что личинок и имаго никогда не находят вместе — они присутствуют в разных прослоях породы, и, значит, не жили в одних и тех же водоемах. Возможно, это помогало им избегать конкуренции и каннибализма.

Личинки были отличными пловцами и держались в толще воды. Если они хотели на время остановиться, то подвешивались с помощью длинных концевых придатков брюшка (урогомф) к поверхностной пленке воды. По-видимому, это была для них единственная возможность передохнуть — другие водные жуки нередко ходят по дну или сидят на водных растениях, но ноги-весла коптоклавид не очень-то подходят для пеших прогулок.

Личинка Coptoclava longipoda

Личинка третьего (старшего) возраста жука Coptoclava longipoda. Длина (с урогомфами) — 27 мм. Фото автора

Взрослые особи Coptoclava, по-видимому, проводили на поверхности больше времени. У них были двойные глаза, как и у современных вертячек: верхней парой глаз они отслеживали ситуацию в воздухе, нижней — вглядывались в воду под собой (см. Двойные глаза летающих насекомых, «Элементы», 22.11.2016). Длина имаго и личинок доходила до 4 сантиметров, так что они могли хватать не только насекомых, но и мальков рыб. Известен даже отпечаток жука, который вцепился мертвой хваткой в личинку стрекозы.

Личинка Coptoclava longipoda

Личинка третьего, старшего возраста жука Coptoclava longipoda, вид сбоку. Фото автора

В нижнем мелу Испании были найдены необычные представители Coptoclavidae, которые несли на передних ногах гребенку из длинных щетинок. Возможно, они использовали ее для того, чтобы отфильтровывать из воды зоопланктон, например, личинок и куколок мелких комаров Chaoboridae. Если это так, то испанских коптоклавид можно считать единственными фильтраторами среди всех жуков, как вымерших, так и ныне существующих.

Фото © Александра Храмова, ранний мел, месторожение Байса, Бурятия.

Александр Храмов