Главная / Картинка дня версия для печати

Аппендикулярия харон

Bathochordaeus charon

На фото — загадочная аппендикулярия Bathochordaeus charon, которую до недавнего момента уже больше ста лет никто не видел. В 1900 году сравнительно крупную мясистую аппендикулярию, первую в своем роде Bathochordaeus, описал немецкий биолог Карл Хун, назвав странное животное в честь Харона — мифологического перевозчика душ умерших по водам подземных рек. С тех пор это животное исчезло с радаров исследователей, и систематики уже начинали сомневаться в валидности этого вида. Ведь по описанию B. charon был подозрительно похож на близкий вид B. stygius, описанный в 1936 году, а сами образцы, собранные Хуном, были потеряны.

Сравнение домиков аппендикулярий

Сравнение домиков Bathochordaeus charon (ac) и B. stygius (df). Длина масштабных отрезков 2 см. Фото из статьи R. E. Sherlock et al., 2016. The first definitive record of the giant larvacean, Bathochordaeus Charon, since its original description in 1900 and a range extension to the northeast Pacific Ocean

Однако спустя 116 лет харон вновь возник перед глазами удивленных морских биологов. Недавно команда океанографов из Института морских исследований при Океанариуме Монтерей Бэй (MBARI) обнаружила живую и невредимую особь B. charon в одной из проб, собранных удаленно управляемым аппаратом в заливе Монтерей. Исследователи зафиксировали находку в формалине и составили подробное описание животного, которое не оставляет сомнений в его принадлежности к виду B. charon. Таким образом, подтверждена и валидность самого вида, описанного Хуном.

Аппендикулярии — это примитивные хордовые животные, свободно дрейфующие в океанической планктонной взвеси в особом домике из хитина и слизи. Через отверстия в этом домике животное гонит воду, вызывая реактивное движение и фильтруя мелкие органические частицы. Аппендикулярии довольно загадочны, и пока не до конца понятно, как именно они живут и размножаются. Размер их редко превышает сантиметр, так что недавно пойманный харон среди собратьев был истинным гигантом — длина его домика достигала 9 см!

Bathochordaeus charon

Bathochordaeus charon, изъятый из домика. Фото с сайта mbari.org

Морские биологи любят говорить, что в настоящий момент космос изучен чуть ли не лучше, чем глубины океана на нашей родной планете. А ведь поистине космические существа совсем рядом, стоит лишь задержать дыхание.

Источник: Rob E. Sherlock, K. R. Walz, B. H. Robison. The first definitive record of the giant larvacean, Bathochordaeus Charon, since its original description in 1900 and a range extension to the northeast Pacific Ocean // Marine Biodiversity Records. 2016. V. 9. DOI: 10.1186/s41200-016-0075-9.

Вероника Самоцкая