Главная / Картинка дня версия для печати

Паук, притворяющийся листом

Паук-листик Poltys

На первый взгляд на фотографии видится кусочек чего-то растительного — то ли распускающаяся почка, то ли свернувшийся лист. Однако это самый настоящий паук, причем до сих пор неописанного вида. Словенский арахнолог Матьяж Кунтнер (Matjaž Kuntner) нашел необычного паука в тропическом лесу провинции Юннань в Китае. Хотя находка была сделана еще в 2011 году, статья о ней опубликована только сейчас.

Самим фактом, что некоторые членистоногие охотно мимикрируют под растения, сейчас никого не удивишь: кузнечики, бабочки, богомолы и другие насекомые с древних времен ведут такой образ жизни, прячась от хищников и подкарауливая жертв. Среди пауков известны виды, которые прикидываются цветами, сухими веточками, почками, кусочками коры и даже птичьим пометом. Однако случай маскировки паука под лист — похоже, первый официально описанный в науке.

Самка паука из рода Poltys не только выглядела как лист, но и всячески старалась вписаться в пейзаж. Вместо того чтобы, как полагается пауку, расставить ловчую сеть, паучиха при помощи тонких нитей подвесила рядом с собой несколько сухих листьев — сформировала окружение, в котором еще один непонятный лист наименее заметен, и затаилась в нем. Интересна и окраска нового паука: коричневая, напоминающая засохший лист, с брюшной стороны и сочно-зеленая, как свежая листва, со спинной.

Паук-листик Poltys

Самка неописанного паука из рода Poltys в естественной среде обитания — именно в таком виде ее и нашли

И хотя авторы подчеркивают, что другие случаи мимикрии пауков под листья не описаны, тем не менее как минимум для трех видов рода Poltys — P. mouhoti (из Вьетнама), P. idae (с Борнео) и P. longitergus (c Суматры) — характерна точно такая же форма брюшка. Судя по фотографиям, эти виды тоже довольно похожи на сухие листики.

За две недели поисков исследователям из команды Кунтнера удалось найти еще только одну молодую особь этого паука, и всего один экземпляр нашелся в музейных коллекциях — тоже самка, из Вьетнамской провинции Хатинь (по ДНК этот экземпляр предположительно отнесли к виду P. mouhoti). Авторы полагают, что такое мизерное число находок свидетельствует о чрезвычайной редкости паука. Однако есть вероятность, что отличная маскировка позволяет ему скрываться не только от хищников, но и от назойливых ученых.

Фото © Matjaž Kuntner из статьи Matjaž Kuntner, Matjaž Gregorič, Ren-Chung Cheng, Daiqin Li. Leaf masquerade in an orb web spider // Journal of Arachnology. 2016. V. 33. P. 397–400.

Вероника Самоцкая