Главная / Картинка дня версия для печати

Фотоохота за новыми видами

Белощекие макаки

На фото — молодые белощекие макаки (Macaca leucogenys). Их засняли при помощи фотоловушек — специальных камер, установленных в лесу и включающихся в ответ на движение. Снимки сделаны в местечке Медог — это уезд в городском округе Ньингчи на юго-востоке Тибетского автономного округа (Китай). Белощекие макаки — новый вид, описанный китайскими учеными в 2015 году. Причем исключительно по фотографиям, то есть без коллекционных экземпляров, без чего раньше описание было совершенно невозможным! Описание по фотографиям — это своего рода новое веяние в мировой зоологии, возникшее под влиянием идеи сохранения биоразнообразия.

А было дело вот как. Ученые обратили внимание, что макаки в Медоге какие-то странные, отличающиеся от других близких видов. И решили разобраться поподробнее. Они установили в разных местах фотоловушки (всего 31), которые работали с ноября 2013-го по апрель 2014 года. Итого было получено 685 снимков обезьян (конечно, многие особи попадали в объектив по нескольку раз).

В описании каждого нового вида есть такое понятие — типовой экземпляр, или голотип. Это взрослый экземпляр, по которому проводят основное первоописание. Голотипы хранятся в музеях исключительно в научных целях, их не выставляют на обозрение и каждому желающему обычно не показывают. В данном случае голотип нигде не хранится, а преспокойно живет в горных лесах на юго-востоке Тибета. Это самец А, изображенный на фотографии ниже.

Белощекие макаки

Портреты взрослых белощеких макак, запечатленных с помощью фотоловушек. А — самец, В — самка, C–D — пол неизвестен. Видна характерная особенность этого вида — белые «бакенбарды». Рисунок из статьи Cheng Li et al., 2015. White-cheeked Macaque (Macaca leucogenys): a new macaque species from Medog, Southeastern Tibet

Белощекий макак — не единственный вид, описанный с помощью одной лишь фотокамеры. Впервые такой метод работы был предложен в 2014 году — по этому поводу вышла статья в журнале Science с многозначительным названием “Avoiding (re)extinction” («Чтобы вид не исчез сразу после того, как его открыли»). Говорится в ней о том, что изъятие особей из маленьких и изолированных популяций может существенно приблизить их вымирание (или «повторное вымирание», если речь идет о переоткрытых видах, ранее считавшихся вымершими). А уже в следующем 2015 году (немного раньше статьи про макак) по одним лишь фотографиям был описан новый вид не кого-нибудь, а насекомого — небольшой мухи-жужжала Marleyimyia xylocopae (семейство Bombyliidae) из ЮАР. А ведь энтомологи знают, как трудно бывает даже просто определить вид насекомого, не поймав его. Особенно если это не яркая и характерная бабочка, а маленькая мушка.

Муха-жужжало Marleyimyia xylocopae

Самка нового вида мухи-жужжала Marleyimyia xylocopae. Эта фотография была использована наряду с другими для описания этого вида, а отлов насекомых не применялся. Фото из статьи S. A. Marshall, N. L. Evenhuis, 2015. New species without dead bodies: a case for photo-based description, illustrated by a striking new species of  Marleyimyia Hesse (Diptera, Bombyliidae) from South Africa

Так что, возможно, когда-нибудь основным «оружием» систематиков будет не ружье или сачок, а хороший фотоаппарат.

Фото из статьи Cheng Li, Chao Zhao, Peng-Fei Fan. White-cheeked Macaque (Macaca leucogenys): a new macaque species from Medog, Southeastern Tibet // American Journal of Primatology. 2015. V. 77. P. 753–766.

Алексей Опаев