Глинобитное гнездо скалистого поползня

Гнездо малого скалистого поползня

На фото — гнездо малого скалистого поползня на развалинах античного города Иераполиса в Турции.

Развалины античных поселений способны поведать не только об истории человечества, но и о естественной истории. В турецкой провинции Денизли, недалеко от Памуккале, находится археологический памятник Иераполис (Иераполь, Гиераполис). Так назывался город, основанный во II веке до нашей эры и процветавший вплоть до середины XIV века, когда он был окончательно разрушен мощным землетрясением. На коньках каменных саркофагов там поют огородные овсянки (Emberiza cirlus), на фундаментах исчезнувших домов ловят насекомых испанские (Oenanthe hispanica) и черношейные (Oe. finschii) каменки, а вылетевшего из ниши домового сыча (Athene noctua) окрикивают малые скалистые поползни (Sitta neumayer).

Малый скалистый поползень

Малый скалистый поползень на руинах Иераполиса, Турция

Разрушенную церковь сейчас посещают редкие туристы и паломники, но птицы уже успели освоить ее. Здесь, в нише над давно иссякшим фонтаном, в остатках базилики с гробницей апостола Филиппа, раскопанных только в 2011 году, разместили свое гнездо скалистые поползни. Гнездо расположено низко, оно легко доступно для осмотра снаружи, однако добраться до его содержимого непросто. Малый скалистый поползень строит гнездо из мокрой глины, которая, застывая, достигает прочности цемента. Согласно античной легенде, архитектор Доксий из Афин, сын Келия, первым приступивший к сооружению глинобитных построек, научился этому искусству именно у птиц.

Малый скалистый поползень. Чамарды, Турция

Малый скалистый поползень. Чамарды, Турция. Фото с сайта commons.wikimedia.org

Помимо поползней глину для постройки гнезд используют многие ласточки (сем. Hirundinidae) и дрозды (Turdus spp.), но их сооружения проигрывают гнездам поползней в прочности. В гнездовую камеру поползень попадает сквозь узкий ход, по которому едва способен протиснуться. Такие же требования к безопасности своего жилья сохранил европейский поползень (Sitta europaeus) — обычная птица лесов России. Хотя для гнездования этот поползень выбирает дупла и ниши в стволах деревьев, он также использует глину, чтобы максимально сузить просвет дупла, защитив его от дятлов, белок и других животных, способных уничтожить птенцов или яйца.

Гнездо малого скалистого поползня строят оба партнера по размножению. Пары у этого вида сохраняются из года в год, и одно гнездо может использоваться неоднократно на протяжении ряда лет. Скалистые поползни известны тем, что тщательно «украшают» свои постройки снаружи. Стенки гнезда, осмотренного в Иераполисе, казались красноватыми от большого числа оболочек каких-то плодов, скорее всего — шишкоягод хвойника (Ephedra sp.). Кроме них к гнезду в небольшом числе были прикреплены перья воробьиных птиц. В других местах поползни в качестве украшения используют также шерсть, надкрылья жуков, лоскутки цветных тканей... Назначение такой декорации до сих пор не выяснено. Можно лишь предположить, что, подновляя эти украшения, поползни сообщают возможным конкурентам о том, что гнездо остается занятым хозяевами.

Фото © Павла Квартальнова, Денизли, Турция, 2016 год.

См. также о других гнездах:
1) Бивуак муравьев-кочевников, «Элементы», 29.03.2016.
2) Гнездо из мусора, «Элементы», 22.09.2016