Агрессивные манорины

Черношапочные манорины

Черношапочные манорины — среднего размера австралийские птицы — живут колониями (см. Социальная жизнь манорин, «Элементы», 18.10.2016). Все самцы данной колонии делятся на группы (котерии), члены которых миролюбиво относятся друг другу, но агрессивно — к прочим маноринам. Между членами разных котерий происходят стычки, в которых может участвовать по нескольку птиц с каждой стороны. На фото — группа манорин нападает на одну, принадлежащую к чужой группировке.

Коллективные шумихи манорины поднимают по любому поводу. Заметив любое живое существо, пусть даже и значительно крупнее их самих. Они летают вокруг с криками, нередко пытаются напасть.

Манорина нападает на собаку

Черношапочная манорина нападает на собаку. Фото с сайта dailytelegraph.com.au

Третируют черношапочные манорины и мелких птиц, гоняют их, иногда «бьют» и вообще всячески стрессируют. Никакого резона для такой их агрессивности нет, так как никакого вреда они причинить не могут. Тем не менее это поведение приводит к тому, что рядом с колониями манорин других птиц практически нет! Австралийский орнитолог Стив Дебус (Steve Debus) сравнил видовой состав мелких птиц в одной и той же небольшой эвкалиптовой рощице (около 15 га), окруженной пастбищами, в разные годы. В 1972–1979 гг. в рощице не было черношапочных манорин; в 1980–1990 гг. была их колония; а в 1992–2006 гг. манорины там больше не гнездились, и колония исчезла. В первый период (1972–1979 гг.) было отмечено 64 вида птиц, во второй (1980–1990 гг.), когда была колония черношапочных манорин, лишь 18. А в третий (1992–2006 гг.) — даже целых 83 вида. Для птиц мелкого и среднего размера (весом менее 120 граммов), которые не могут постоять за себя, соотношение видов в разные периоды еще более показательно: 26, 0 и 46!

Манорины атакуют тасманийского ворона

Черношапочные манорины атакуют тасманийского ворона (Corvus tasmanicus). Фото с сайта tilcheff.blogspot.ru

Я по нескольку раз был в двух разных колониях черношапочных манорин. И каждый раз мне хотелось пройти это место поскорее. Не столько потому, что крики беспокойства манорин на слух не особенно приятны, — скорее из-за того, что других птиц, которых тоже очень хотелось посмотреть, здесь просто не было. А стоило отойти от колонии лишь метров на 100–200, как всё менялось.

Фото с cайта weednstitch.blogspot.ru.

Алексей Опаев