Н.А. Васильева, А.В. Чабовский

Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят

Желтый суслик. Фото с сайта www.bioacoustica.org

Поскольку репродуктивный вклад самок млекопитающих значительно превосходит таковой самцов, то соотношение потенциальных половых партнеров смещается в сторону преобладания последних. Поэтому очевидна ситуация конкуренции самцов за самку. Однако наблюдения за индивидуально мечеными желтыми сусликами показали, что в условиях короткой продолжительности жизни (всего 2-3 года) именно самки, а не самцы, сталкиваются с дефицитом половых партнеров. В результате этого около трети самок желтых сусликов не размножаются. В статье приводятся данные многолетних исследований факторов, определяющих репродуктивные тактики в популяции желтых сусликов в Саратовской области.

Упрощённо можно сказать, что репродуктивные решения – это решения, которые особь принимает о том, когда, сколько, как и с кем вкладывать времени и энергии в размножение. В отношении того, когда и сколько вкладывать в размножение, из основных положений теории жизненных циклов известно, что для особи невозможно успеть всё и сразу: нельзя бесконечно много времени и энергии вложить и в размножение, и в соматические нужды. Поэтому существуют репродуктивные компромиссы (trade-off). На практике они проявляются через обратные корреляции между размножением и выживанием, настоящим и будущим размножением, качеством и количеством потомков. В свою очередь, обычно можно выявить основные факторы, которые будут склонять выбор особи в ту или иную сторону. Другая группа репродуктивных решений затрагивает выбор поведенческой тактики (способа) для доступа к половым партнёрам.

Целью нашей работы было обобщить исследования факторов, определяющих репродуктивные решения самцов и самок жёлтого суслика и сопоставить эти данные с традиционными представлениями. Суслики – популярный модельный объект исследований в поведенческой экологии и эволюции социальных систем, так как в этой группе грызунов представлено широкое разнообразие социальных систем при очень большом морфологическом сходстве между видами.

Несмотря на крупный размер тела (до 2 кг) и длительную зимнюю спячку (до 9 мес), для жёлтого суслика свойственны неожиданно быстрый рост и созревание в сочетании с небольшой продолжительностью жизни. Оказалось, что ежегодный вклад самки жёлтого суслика в размножение (измеренный как масса выводка по окончании кормления молоком) очень велик: он сопоставим с объёмом репродуктивного вклада за всю жизнь, теоретически рассчитанным для млекопитающих. Несмотря на это, успешность размножения самки не зависит от её возраста, физического состояния и предыдущего размножения. Лишь сроки выхода самки из зимней спячки оказывают влияние на её размножение: чем позже самка пробуждалась, тем меньшей массы детёнышей она выкармливала и тем хуже они выживали. По-видимому, самки, вышедшие поздно, всё же «экономили» на детёнышах (возможно, меньше кормили их молоком), чтобы лучше подготовиться к следующей спячке за оставшийся короткий срок. По-видимому, самка жёлтого суслика, которая приносит не более одного выводка в год, не имеет возможности равномерно распределять свои силы между несколькими попытками размножения в условиях короткой жизни (около 2-3 лет). С другой стороны, некоторые факты указывают на то, что самки этого вида способны очень успешно восстанавливаться после размножения и накапливать достаточно жира к следующей спячке.

Тем не менее, ежегодно значительная доля половозрелых самок (около 30%) не приносит выводки по необъяснимым причинам. Мы решили проанализировать взаимоотношения сусликов в период гона, который у этого вида начинается сразу после пробуждения из зимней спячки. Оказалось, что соотношение полов между половозрелых особей сильно сдвинуто в сторону самок. Причины такой ситуации в том, что, во-первых, больше самцов гибнет в течение первого года жизни, а, во-вторых, самцы в основном начинают размножаться лишь после второй зимовки, а самки могут приносить выводки уже после первой зимовки. Более того, даже среди взрослых самцов лишь зверьки в хорошем физическом состоянии активно искали самок, готовых к спариванию, а самцы в худшем состоянии большую часть времени кормились около нор и экономили силы. Как следствие, в дни, когда много самок одновременно были готовы к спариванию, на всех могло не хватать самцов. Ситуация усугублялась тем, что самки живут разреженно, одиночны и малоподвижны в период гона. Таким образом, для самки жёлтого суслика шансы принести выводок растут с увеличением локальной плотности самцов и общей доли самцов в популяции. Впервые для млекопитающих в дикой популяции мы показали, что многие самки остаются холостыми именно из-за дефицита половых партнёров, а не из-за недостатка пищи или плохого физического состояния. Это противоречит классическим представлениям, согласно которым самцы млекопитающих вкладывают в потомство гораздо меньше ресурсов, чем самки; поэтому принято считать, что самки выбирают самцов, а самцы конкурируют между собой. Такое явление объясняется образом жизни сусликов и особенностями их жизненного цикла, и не исключено, что оно свойственно и другим видам со сходными характеристиками.