Популярные синопсисы

По статье:
Л. А. Сёмкина, С. А. Шавнин
О физиологической роли постоянного и временного накопления антоциановых пигментов в листьях древесных растений

Том 77, 2016. № 6, Ноябрь-декабрь, Стр. 434–441

Ксения Перфильева

Чувствительные растения тоже краснеют

Разноцветные кустики барбариса очень популярны среди садоводов. Однако красные формы барбариса встречаются и в дикой природе.

Ученые сравнили некоторые биологические показатели пурпурнолистных и зеленолистных форм барбариса обыкновенного. Оказалось, что разные формы растений не отличаются по качественному составу пигментов, но различаются по количественному. Оценка физиологической реакции разных форм растений на освещенность показала, что пурпурнолистный барбарис более чувствителен к изменениям освещенности и менее эффективно использует световую энергию при низком уровне освещения. На взрослых растениях различий в продуктивности разных форм барбариса не обнаружено, но сеянцы с зелеными листьями демонстрируют большую интенсивность прироста и накопления массы.

Антоцианы принадлежат к большой и широко распространенной группе веществ, содержащихся в растениях, флавоноидам. Антоцианы (от греч. anthos - цветок и kyanos - синий, лазоревый) являются самой крупной группой водорастворимых пигментов в царстве растений. Они окрашивают плоды, листья, лепестки в цвета от розового до черно-фиолетового. В отличие от хлорофилла являются непластидными пигментами, сосредоточенными в вакуолях клеток. Образованию антоцианов благоприятствуют низкая температура, интенсивное освещение, но полностью их биологические функции пока не выяснены. Общеизвестный факт активации биосинтеза антоцианов, сопровождающийся деградацией основных фотосинтетических пигментов у растений в условиях стресса еще не получил глубокого физиолого-биохимического обоснования. Возможно, что антоцианы не несут никакой функциональной нагрузки, а синтезируются как конечный продукт насыщенного флавоноидного пути, получившего вакуолярное ответвление с целью конечного депонирования ненужных растению фенольных соединений. С другой стороны, антоциановая индукция, вызванная определенными факторами окружающей среды, а также предсказуемость появления антоцианинов из года в год в периоды специфических этапов развития листа, их яркая выраженность в особых экологических нишах, возможно, способствуют адаптации растительных организмов к тем или иным стрессовым условиям. (текст с сайтов Википедия и diplomba)

Ботаникам известны вариации древесных растений по цвету листьев – пурпунолистные и зеленолистные. Зеленолистные формы могут «краснеть» в определенные периоды (весной, осенью или зимой) благодаря образованию антоциановых пигментов. Такое изменение окраски листьев деревьев носит временных характер. У других форм, собственно пурпурнолистных, листья имеют красную окраску в течение всей жизни растения. Было показано, что в зависимости от временного или постоянного типа образования антоциановых пигментов, обеспечивающих красный цвет листьев, различаются и их функции. Временные красные пигменты появляются под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, либо в определенные периоды онтогенеза. В этих условиях антоцианы могут обеспечивать фотозащитную роль (перехватывают 60-70 % излучения в определенном диапазоне электромагнитных волн), поддерживать окислительные ферментные реакции в условиях колебания температур, являться регуляторами роста, обеспечивать устойчивость растения в условиях зимовки и др. А вот каковы различия между различными формами древесных растений до сих пор остается не проясненным. В связи с этим ученые из Ботанического сада Уральского отделения Академии наук задались целью определить физиолого-биохимические различия между пурпурнолистной и обычной формами барбариса обыкновенного Berberis vulgaris. В течение всего периода вегетации исследовали интенсивность дыхания и фотосинтеза, особенности водного режима листьев растения. Методом восходящей бумажной хроматографии оценили качественный и количественный состав антоциановых пигментов, также спектрофотометрированием определяли содержание зеленых пигментов - хлорофиллов a и b. Помимо этого, исследовали некоторые фотосинтетические параметры листьев.

Результаты показали, что качественный состав всех форм листьев одинаков: цианидин-, пеонидин-, и дельфинидин-моногликозиды и не меняется в течение всего периода вегетации. Различие между формами выявилось в количественном распределении пигментов. У зеленолистных форм барбариса преобладающим антоцианином является – цианидин-моногликозид, а у пурпурнолистной формы – пеонидин-моногликозид (последний является метилированной производной первого). Общее количество пигментов и антоцианинов и хлорофилла b в красных листьях барбариса больше. При этом листья пурпурнолистной формы отличаются меньшей интенсивностью фотосинтеза и повышенной интенсивностью дыхания относительно зеленолистной формы. Это можно объяснить тем, что антоциановые пигменты, не принимая участия в фотосинтезе, поглощают (забирают) часть солнечной энергии, необходимой фотосинтетически активным пигментам.

Известно, что изменения интенсивности освещенности приводят к перестройкам фотосинтетического аппарата растительной клетки. Так, при низкой освещенности для более эффективного использования лучистой энергии светособирающие пигменты комплекса фотосистемы 2 собраны в гранальной части хлоропласта, тогда как при наиболее сильных потоках света эти комплексы смещаются в стромальную часть хлоропласта. Авторами показано, что подобные перестройки фотосинтетического аппарата значительно более выражены у пурпурнолистных форм барбариса. Согласно полученным данным красные листья менее эффективно используют световую энергию, чем зеленые, особенно в условиях слабой освещенности. При этом в исследовании показано, что взрослые растения обеих форм не различаются по интенсивности роста, но сеянцы с зелеными листьями отличаются большей интенсивностью линейного прироста и накопления массы сухого вещества.

Таким образом, авторы заключают, что во взрослом растении накопление антоцианов пурпурнолистных форм не существенно сказывается на комплексе основных процессов метаболизма: растение нормально растет и развивается. Различия между формами наиболее выражены в начальный период развития растения и при определенных внешних условиях (например, низкая освещенность), что объясняет их редкость в природных популяциях.

Еще по темам: Ботаника, Физиология
В. В. Галицкий
Траектории эволюции в пространстве параметров секционной модели кроны ели. Появление "проторастения"
Стр. 409–422
Резюме. Abstract
Синопсис: Сколько веток у ели?
А. А. Маслов, Д. О. Логофет
Анализ мелкомасштабной динамики двух видов-доминантов в сосняке чернично-бруснично-долгомошном. I. Однородная марковская цепь и показатели цикличности
Стр. 423–433
Резюме. Abstract
Синопсис: Черника против брусники: марковская модель сосуществования в бореальном лесу
Н. А. Проворов, О. Ю. Штарк, Е. А. Долгих
Эволюция азотфиксирующих симбиозов, основанная на миграции бактерий из микоризных грибов и почвы в ткани растений
Стр. 329–345
Резюме. Abstract
Синопсис: Как это было: эволюционные пути формирования азотфиксирующих симбиозов
С. Н. Шереметьев, Ю. В. Гамалей, Н. Н. Слемнев, А. В. Степанова, К. Е. Чеботарева
Вариации ширины колец прироста деревьев на широтном и палеоширотном градиентах
Стр. 359–378
Синопсис: Свидетели истории – годичные кольца деревьев
Д. О. Логофет, Н. Г. Уланова, И. П. Белова
От неопределенности к числу: развитие метода оценки приспособленности клонального вида с поливариантным онтогенезом
Стр. 379–396
И. А. Поликарпов, Е. Ю. Кондратюк, Д. В. Петровский, Е. А. Новиков
Межпопуляционная изменчивость эндокринно-метаболической реакции на холодовой стресс у красной полевки (Myodes rutilus)
Стр. 284–292
Резюме. Abstract
Синопсис: Различается ли реакция на стресс в оптимальных и не оптимальных для вида условиях среды?
B. И. Приходько
Разделение видов по критерию территориальности в сообществах парнокопытных: гипотеза ольфакторного исключения
Стр. 3–15
Резюме. Abstract
Синопсис: Разделение ниш в сообществе парнокопытных: концепция запахового исключения
Ш. Р. Абдуллин, В. Б. Багмет
Миксотрофия цианобактерий и водорослей в условиях пещер
Стр. 54–62
Резюме. Abstract
Синопсис: Диета цианобактерий и водорослей в условиях пещер
М. Л. Бутовская, Е. В. Веселовская, К. В. Левина, В. В. Ростовцева
Механизмы репродуктивного поведения человека: визуальные маркеры мужской привлекательности, их связь с ольфакторными маркерами, сексуальным опытом и фазой месячного цикла у женщин-экспертов
Стр. 63–77
Резюме. Abstract
Синопсис: Научный глянец: как выбрать своего мужчину
Д. О. Логофет, Н. Г. Уланова, И. Н. Белова
Поливариантный онтогенез у вейников: новые модели и новые открытия
Стр. 438–460
С. Н. Санников, Н. С. Санникова
Стр. 475–481
Резюме. Abstract
Синопсис: Пути и темпы реколонизации Pinus sylvestris L. и видов Picea в Скандинавии в голоцене
C. П. Васфилов
Влияние параметров фотосинтеза на продолжительность жизни листа
Стр. 225–243
Резюме. Abstract
Синопсис: Продолжительность жизни листа, как следствие функционирования фотосинтеза
Д. Д. Соколов
Корреляции между типом гинецея и положением завязи в цветках покрытосеменных растений: роль морфогенетических и терминологических запретов
Стр. 146–160
Резюме. Abstract
Синопсис: Пестики и тычинки: запрещенные темы
К. А. Роговин, А. М. Хрущова, О. Н. Шекарова, А. В. Бушуев, О. В. Соколова, Н. Ю. Васильева
Иммунокомпетентность и репродуктивные качества самцов хомячка Кэмпбелла, селекционированных на низкий и высокий гуморальный иммунный ответ на эритроциты барана (SRBC). К проверке гипотезы "иммунного гандикапа"
Стр. 372–384
Резюме. Abstract
Синопсис: Поиск павлиньего хвоста у хомячка Кэмпбелла пока не увенчался успехом
К. К. Тарасян, П. А. Сорокин, М. В. Холодова, В. В. Рожнов
Главный комплекс гистосовместимости (Major Histocompatibility Complex, МНС) у млекопитающих и его значение в изучении редких видов (на примере семейства Felidae)
Стр. 302–314
Д. А. Кишкинёв, Н. С. Чернецов
Магниторецепторные системы у птиц: обзор современных исследований
Стр. 104–123
Резюме. Abstract
Синопсис: У птичьего компаса обе стрелки синие
А. К. Тимонин, Л. В. Озерова, И. А. Шанцер
Становление суккулентной организации у южноафриканских Senecioneae (Asteraceae)
Стр. 25–37
Резюме. Abstract
Синопсис: Суккулентность африканских сложноцветных приобреталась в ходе параллельной эволюции
Т. В. Хохлова
Современные представления о зрении млекопитающих
Стр. 418–434
Резюме. Abstract
Синопсис: Современные представления о зрении млекопитающих
В. А. Непомнящих
Изменчивость поведения беспозвоночных и проблема свободы воли
Стр. 435–441
В. В. Галицкий
Динамика биомассы ветвей высших порядков дерева. Модельный анализ
Стр. 442–452
Д. А. Сахаров
Биологический субстрат генерации поведенческих актов
Стр. 334–348
В. М. Гаврилов
Экологические, функциональные и термодинамические предпосылки и следствия возникновения и развития гомойотермии на примере исследования энергетики птиц
Стр. 88–113
Синопсис: Теплокровность: предпосылки и следствия
Е. А. Новиков, В. В. Панов, М. П. Мошкин
Плотностно-зависимые механизмы регуляции численности популяций красной полевки (Myodes rutilus) в оптимальных и субоптимальных местообитаниях юга Западной Сибири
Стр. 49–58
Резюме. Abstract
Синопсис: Излишняя теснота мешает размножаться красным полевкам
Е. Л. Завьялов, Л. А. Герлинская, М. П. Мошкин
Факторы стресса в локальной популяции водяных полевок
Стр. 59–69
Резюме. Abstract
Синопсис: Водяные полевки в погоне за дефицитом
И. С. Мажейка, О. А. Кудрявцева, О. В. Камзолкина
Контроль продолжительности жизни у грибов и других организмов. Концепция весов
Стр. 243–268
Синопсис: Старение и антистарение - грузы на весах жизни
B. А. Калюжин
Терморезистентность у дрожжей Saccharomyces cerevisiae
Стр. 140–149
Резюме. Abstract
Синопсис: Дрожжи размножаются быстрее, если их попеременно то охлаждать, то нагревать
В.А. Яскин
Сезонные изменения размера гиппокампа и пространственного поведения у млекопитающих и птиц
Стр. 27–39
Синопсис: Активные передвижения тренируют мозг
А.В. Бушуев, А.Б. Керимов, Е.В. Иванкина
Оценка наследуемости и повторяемости уровня метаболизма покоя птиц на примере свободноживущих мухоловок-пеструшек Ficedula hypoleuca (Aves: Passeriformes)
Стр. 402–424
Синопсис: Энергичные дети энергичных отцов
М.П. Мошкин, Е.Ю. Кондратюк, Е.А. Литвинова, Л.А. Герлинская
Активация специфического иммуннитета самцов как стимулятор фертильности самок. "Феномен дочерей Лота"
Стр. 425–435
Синопсис: Увеличение вклада в ущербное потомство – решение организма матери
Н.И. Габараева, А.Р. Хемсли
Формирование паттерна в микрокосме: роль самоорганизации в развитии сложных оболочек биологических объектов
Стр. 310–226
О.И. Волков
Влияние корневых выделений прорастающих семян ячменя (Hordeum vulgare L.) на качественный и количественный состав органических компонентов почвы
Стр. 359–368
Синопсис: Корневые выделения меняют почву
Н.Ю. Васильева, A.M. Хрущова
"Кормящий отец" - миф или реальность? Роль специфических кожных желез самца в выживании потомства у хомячка Кэмпбелла (Phodopus campbelli Thomas, 1905; Cricetidae, Rodentia)
Стр. 195–204
Синопсис: Секреты кормящих отцов
Ю.В.Гамалей
Эволюционная основа экологического разнообразия двудольных
Стр. 219–243
М.П. Солнцева, К.П. Глазунова
Влияние промышленного и транспортного загрязнения среды на репродукцию семенных растений
Стр. 163–175
Резюме. Abstract
Синопсис: Загрязняющие вещества снижают продуктивность растений
К.А. Байтимирова, В.П. Мамина, О.А. Жигальский
Размножение европейской рыжей полевки (Myodes glareolus: Rodentia) в условиях естественных геохимических аномалий
Стр. 176–187
Синопсис: Размножиться, чтобы выжить
С.Н. Шереметьев, Ю.В. Гамалей
Тренды экологической эволюции трав
Стр. 459–483
Резюме. Abstract
Синопсис: Климат формирует водный обмен растений – навсегда?
М.П. Мошкин, Е.Ю. Кондратюк, Л.А. Герлинская
Половое поведение, хемосигналы и репродуктивный успех самцов мышей при активации неспецифического звена иммунной системы
Стр. 515–526
Резюме. Abstract
Синопсис: Болезнь - тупик репродукции или улица с двусторонним движением?
Н. Я. Вайсман, Ю. К. Илинский, М. Д. Голубовский
Популяционно-генетический анализ продолжительности жизни Drosophila melanogaster. сходные эффекты эндосимбионта Wolbachia и опухолевого супрессора Igl в условиях температурного стресса
Стр. 438–447
Резюме. Abstract
Синопсис: Паразитическая бактерия продлевает жизнь своим хозяевам
A. Е. Акулов, Д. В. Петровский, М. П. Мошкин
Энергетическая стоимость социального поведения мышей при активации неспецифического иммунитета
Стр. 275–284
Резюме. Abstract
Синопсис: Цена конфликта в болезни и в здравии
И. Ю. Долматов
Регенерация пищеварительной системы у голотурий
Стр. 316–327
Резюме. Abstract
Синопсис: Как голотурии выращивают себе новый кишечник
Е. С. Гаврюшина
Кооперация между белками пикорнавирусов для преодоления защитных механизмов клетки
Стр. 245–248
Резюме. Abstract
Синопсис: Как вирусы подавляют защитные механизмы клетки
П. Ю. Жмылев, Е. А. Карпухина, А. П. Жмылева
Вторичное цветение: индукция и нарушения развития
Стр. 262–273
Синопсис: Цветы запоздалые
Е. К. Еськов, В. А. Тобоев
Генерация, накопление и рассеяние тепла в скоплениях агрегирующихся насекомых
Стр. 110–120
Резюме. Abstract
Синопсис: Скопление пчел регулирует свою температуру подобно теплокровному животному
Н. А. Проворов
Растительно-микробные симбиозы как эволюционный континуум
Стр. 10–34
Синопсис: Симбиоз – основа растительной жизни
Е. А. Литвинова, А. И. Гармс, А. М. Зайдман, А. В. Корель, Л. А. Герлинская, М. П. Мошкин
Адаптивное перераспределение иммунной защиты в ответ на половые хемосигналы.
Стр. 56–45
Резюме. Abstract
Синопсис: Иммунная защита дыхательных путей у самцов усиливается от запаха самок
Е. С. Аракелова
Состав общих липидов и скорость энергетического обмена у брюхоногих моллюсков
Стр. 471–478
Резюме. Abstract
Синопсис: Жирность моллюска зависит от образа жизни
А. Ф. Алимов, Т. И. Казанцева
Удельный метаболизм, продолжительность жизни и «константа Рубнера» для птиц
Стр. 355–363
Резюме. Abstract
Синопсис: Как долго могут жить птицы?
Е. С. Лобакова, И. А. Смирнов
Экспериментальная лихенология
Стр. 364–378
Синопсис: Эксперименты над лишайниками
A. В. Бабоша
Лектины и проблема распознавания фитопатогенов растением-хозяином
Стр. 379–396
Резюме. Abstract
Синопсис: Лектины заменяют растениям иммунную систему
Е. Б. Федосеева
Технологический подход в изучении строения и эволюции насекомых
Стр. 264–283
Резюме. Abstract
Синопсис: Или летать, или бегать: ограничения степеней свободы морфологических преобразований на примере жалящих перепончатокрылых
С. С. Пятыгин
Стресс у растений: физиологический подход
Стр. 294–298
Резюме. Abstract
Синопсис: У растений тоже бывает стресс
Ю. В. Гамалей, М. В. Пахомова, С. Н. Шереметьев
Двудольные мела, палеогена и неогена. Адаптогенез терминальной флоэмы
Стр. 220–237
Резюме. Abstract
Синопсис: Семейства двудольных растений появлялись строго по графику
С. В. Савельев
Нейробиологические закономерности происхождения наземных позвоночных
Стр. 118–129
Резюме. Abstract
Синопсис: Амфибии эволюционировали в подземных лабиринтах
О. Ф. Чернова
Проблема возникновения кожных дериватов в эволюции амниот. Кожные придатки - чешуя, перо, волос
Стр. 130–151
Резюме. Abstract
Синопсис: В ассортименте шубы и пуховки для теплокровных
A. В. Макрушин
Как и почему возникли механизмы старения и онкогенеза: гипотеза
Стр. 19–24
Синопсис: Старение и рак – наследие колониальных предков
В. Л. Вершинин
Морфа striata у представителей рода Rana (Amphibia, Anura) - причины адаптивности к изменениям среды
Стр. 65–71
Резюме. Abstract
Синопсис: Больше мутантов, хороших и разных
Т. В. Нестеренко, А. А. Тихомиров, В. Н. Шихов
Индукция флуоресценции хлорофилла и оценка устойчивости растений к неблагоприятным воздействиям
Стр. 444–458
Резюме. Abstract
Синопсис: По свечению растений можно судить об их самочувствии
К. П. Глазунова, Г. М. Длусский
Связь между строением цветков и составом опылителей у некоторых ворсянковых (Dipsacaceae) и сложноцветных (Asteraceae) с внешне сходными соцветиями-антодиями
Стр. 361–378
Синопсис: Конкуренция среди лиловых цветов
К. А. Роговин, М. П. Мошкин
Авторегуляция численности в популяциях млекопитающих и стресс (штрихи к давно написанной картине)
Стр. 244–267
Резюме. Abstract
Синопсис: Стресс как регулятор численности популяций
Е. А. Новиков
Экономия ресурсов как основа адаптации обыкновенной слепушонки (Ellobius talpinus: Rodentia) к подземному образу жизни
Стр. 268–277
Синопсис: Подземная жизнь требует экономии
Д. Д. Соколов, А. К. Тимонин
Морфологические и молекулярно-генетические данные о происхождении цветка: на пути к синтезу
Стр. 83–97
Резюме. Abstract
Синопсис: Происхождение цветковых растений остается загадочным
В. Н. Годин
Половая дифференциация у растений. Термины и понятия
Стр. 98–108
Резюме. Abstract
Синопсис: Ботаники запутались в половом разнообразии растений
Ф. М. Шакирова, М. В. Безрукова
Современные представления о предполагаемых функциях лектинов растений
Стр. 109–125
Синопсис: Лектины – белки, специализирующиеся на распознавании углеводов
Н. П. Гончаров, С. А. Глушков, В. К. Шумный
Доместикация злаков Старого Света: поиск новых подходов для решения старой проблемы
Стр. 126–148
Резюме. Abstract
Синопсис: Происхождение культурных растений: новый взгляд на старые проблемы.
А. Г. Бойко
Дифференцировка клеток радиальной глии в астроциты - вероятный механизм старения млекопитающих
Стр. 35–51
Резюме. Abstract
Синопсис: Старение организма начинается с мозга
М. В. Олонова
Некоторые проблемы изучения и отражения биологического разнообразия сибирской флоры в связи с его охраной
Стр. 64–69
Синопсис: Колокольчики и бубенчики - достояние России
А. Р. Ишбирдин, М. М. Ишмуратова, Б. М. Миркин
Рецензия на книгу Жиляева Г.Г. "Жизнеспособность популяций растений" Отв. ред. Малиновский К. А. Львов: Изд-во НАН Укрраины, Ин-т Экологии Карпат, 2005. 304 с.
Стр. 74–77
Резюме.
Н. А. Проворов, Е. А. Долгих
Метаболическая интеграция организмов в системах симбиоза
Стр. 403–422
Синопсис: От биохимического сотрудничества – к общему геному
Л. В. Хорун, В. Г. Захаров, Д. Д. Соколов
Количественная оценка динамики адвентивной флоры (на примере Тульской области)
Стр. 298–310
Резюме. Abstract
Синопсис: Вселение чужеродных видов не зависит от деятельности человека?
В. Г. Ладыгин. Г. Н. Ширшикова
Современные представления о функциональной роли каротиноидов в хлоропластах эукариот
Стр. 163–189
Резюме. Abstract
Синопсис: Каротиноиды — универсальные молекулярные устройства для работы со светом
Е. В. Михеева, О. А. Жигальский, В. П. Мамина, Е. А. Байтимирова
Адаптация европейской рыжей полевки (Clethrinomysglareolus Schreber) к условиям природной биогеохимической провинции с избыточным содержанием никеля, кобальта и хрома
Стр. 212–221
Резюме. Abstract
Синопсис: Полевки приспособились к жизни в аномальной геохимической зоне, увеличив выработку «гормонов стресса»
П. Ю. Жмылев
Эволюция длительности жизни растений: факты и гипотезы
Стр. 107–119
Синопсис: Как стареют растения
К. А. Роговин, А. А. Тупикин, Дж. А. Рандалл, И. Е. Колосова, М. П. Мошкин
Многолетняя динамика уровня кортикостерона и его корреляты у самцов большой песчанки (Rhombomys opimus Licht.) в природе. Неинвазивные методы в исследованиях стресса
Стр. 47–52
Синопсис: Что тревожит больших песчанок
Ю.Т.Дьяков
На пути к общей теории иммунитета
Стр. 451–458
В. В.Хлебович
Уровни гомойотермии и гомойоосмии и вероятные причины, их определяющие
Стр. 431–435
Г. М. Длусский, К. П. Глазунова, К. С. Перфильева
Механизмы ограничения круга опылителей у вересковых (Ericaceae)
Стр. 224–238
В. A. Лелёткин
Азот и фотосинтетическая функция герматипных кораллов. Кислородный обмен коралла Stylophora pistillata при различных режимах питания
Стр. 164–170
Г. М. Длусский, К. П. Глазунова, Н. В. Лаврова
Связь между строением цветков и соцветий сложноцветных (Asteraceae) и составом их опылителей
Стр. 490–499
Ю. В. Гамалей
Транспортная зависимость эволюции листа двудольных
Стр. 389–408
К. А. Роговин, Дж. А. Рандалл, И. Е. Колосова, Н. Ю. Васильева, М. П. Мошкин
Социальная среда и морфофизиологический статус молодых самцов в осенних группах большой песчанки (Rhombomys opimus Licht). Эффект присутствия взрослых особей
Стр. 426–432
П. Ю. Жмылев
Эволюция жизненных форм растений: суждения и предположения
Стр. 232–249
С. И. Малецкий
Эпигенетические и синергические формы наследования репродуктивных признаков у покрытосеменных растений
Стр. 116–135
Б. М. Миркин, В. Б. Мартыненко, Л. Г. Наумова
Значение классификации растительности для современной экологии
Стр. 167–177
П. А. Мартюшов, С. А. Шавнин
Структура таллома лишайника Hypogymnia Physodes (L.) NYL.
Стр. 178–186

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Сколько веток у ели?
В статье развивается предложенное ранее представление о вертикальной секционной (метамерной, с периодическим ростом) структуре дерева, которое позволило распределить известную динамику (зависимость от возраста) зеленой биомассы всего дерева по его секциям (т. е. по высоте). Таким образом, удалось получить из одномерной динамики (зависимости от возраста) трехмерную секционную модель динамики биомассы дерева. Биомасса каждой секции состоит из зеленых биомасс существующих на данный момент ветвей всех порядков этой секции. Эти представления вместе с известными фактами – модель пропорционального (изометрического) роста и её несоответствие реальному начальному торможению роста высоты дерева, наличие межмутовочных ветвей у ели и фрактальная (степенная) связь зеленой биомассы и размера (высоты) дерева позволили найти параметры комбинированной модели и получить почти идеальное соответствие натурным данным – временам жизни ветвей всех порядков ели обыкновенной из Подмосковья. Распространение этой комбинированной модели на весь реальный в нашем трехмерном мире диапазон фрактального параметра демонстрирует некоторые особенности траекторий в пространстве параметров модели дерева, которые могут иметь фундаментальное значение для понимания закономерностей эндосимбиотического происхождения и дальнейшей эволюции растений.
Том 77 № 6, Ноябрь-декабрь, 2016
Черника против брусники: марковская модель сосуществования в бореальном лесу
Построена и проанализирована модель изменений распространения двух доминантных видов вересковых (брусники и черники) в сосняке чернично-бруснично-долгомошном. Для моделирования использовали данные 25-летних наблюдений за состоянием стационарных площадок. Фиксировали четыре возможных варианта распределения этих видов на площадках: 1) есть только брусника, 2) есть только черника, 3) присутствуют оба вида, 4) оба вида отсутствуют. С помощью откалиброванной модели провели анализ устойчивого состояния и времени, необходимого для его достижения. Устойчивый результат сукцессии был определен как соотношение площадок с разными вариантами: 30 % - на площадке произрастает только черника, 11% - только брусника, 18% - оба вида, 41 % - нет обоих видов. По предсказанию построенной модели такое устойчивое состояние достигается после низового пожара через 45 лет.
Чувствительные растения тоже краснеют