Принятие репродуктивных решений в контексте «быстрого» жизненного цикла (на примере жёлтого суслика Spermophilus fulvus )

Н. А. Васильева, А. В. Чабовский

Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН
119071 Москва, Ленинский просп., 33
e-mail: ninavasilieva@gmail.com

Поступила в редакцию 10.05.2016 г.

Проблема оптимального распределения времени и энергии между размножением и другими жизненными функциями, выбора репродуктивной тактики в условиях репродуктивных компромиссов касается всех животных. Совокупность и последовательность решений во многом определяют пожизненный репродуктивный успех и приспособленность. Цель работы — обобщить исследования факторов, определяющих репродуктивные решения самцов и самок желтого суслика (Spermophilus fulvus). Несмотря на крупный размер тела и длительную спячку, для желтого суслика свойственны быстрый рост и созревание в сочетании с небольшой продолжительностью жизни — жизненный цикл желтого суслика протекает по "быстрому" сценарию. Анализ взаимосвязей между показателями размножения самок и их индивидуальными характеристиками показал, что репродуктивный вклад и успех самок не зависят от возраста, физического состояния, предыдущей репродуктивной истории самки. Лишь сроки пробуждения из спячки оказывают влияние на репродуктивный успех: чем позже пробуждается самка, тем меньше весят и хуже выживают ее детеныши. При этом ежегодный вклад самки в размножение очень велик и сопоставим с общим вкладом за всю жизнь, теоретически рассчитанным для млекопитающих. В условиях короткой жизни (около 2—3 лет) самки не имеют возможности распределять репродуктивный вклад между большим количеством репродуктивных эпизодов; в то же время они, по-видимому, способны быстро восстанавливаться после размножения. Тем не менее, ежегодно значительная доля половозрелых самок (около 30%) не размножается по необъяснимым причинам. Соотношение полов среди репродуктивно активных особей в период гона сильно сдвинуто в сторону самок. Это обусловлено меньшей выживаемостью самцов, поздним созреванием молодых самцов по сравнению с самками, а также тем, что даже среди взрослых самцов особи в плохом физическом состоянии малоподвижны и практически не занимаются поиском половых партнеров. Т.е. самцы демонстрируют компромисс в распределении затрат на соматические процессы и репродукцию. В дни, когда самки массово выходят из спячки, рецептивных самок в популяции оказывается больше, чем репродуктивно активных самцов. Поскольку самки живут разрежен но и малоподвижны в период гона, вероятность при нести выводок для них зависит от доступности половых партнеров: шансы самки размножиться растут с увеличением локальной плотности самцов и доли самцов в популяции на момент эструса; единственным объяснением большой доли холостых самок оказывается дефицит половых партнеров. Таким образом, впервые для млекопитающих в природной популяции показано негативное влияние дефицита самцов на вероятность размножения самки, что открывает новый взгляд на теорию конфликта полов. Такое явление, столь не типичное для видов, у которых родительский вклад самки намного превосходит вклад самца, объясняется комбинацией социодемографических условий и особенностей жизненного цикла желтого суслика.

Популярный cинопсис: