Диссоциация - реагрегация клеток книдарий как экспериментальная система для изучения регуляции развития Metazoa

А. О. Кириллова1, Ю. А. Краус1, А. В. Марков1,2,3

1Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
биологический факультет, кафедра биологической эволюции
119234 Москва, Ленинские горы, 1
e-mail: уulia_kraus@mail.ru
2Палеонтологический институт им. А. А. Борисяка РАН 117997 Москва, Профсоюзная, 123
3Институт психологии РАН 129366
Москва, Ярославская 13, корп. 1

Поступила в редакцию 19.05.2016 г.

Книдарии - представители низших многоклеточных животных, обладающие высокой способностью к регуляции развития и регенерации. Восстановление нормального плана строения при развитии агрегата клеток книдарий можно рассматривать как предельный случай регенерации. Агрегаты клеток пресноводного полипа Hydra признаны идеальной модельной системой для изучения физических основ биологического формообразования. Изучение развития агрегатов позволяет по-новому взглянуть на механизмы и закономерности формирования плана строения в ходе развития многоклеточного организма, а также на роль самоорганизации в развитии. В данном обзоре обобщены имеющиеся в литературе данные по диссоциации реагрегации клеток книдарий. Рассматриваются эксперименты, проведенные на представителях разных классов книдарий, находящихся на разных стадиях онтогенеза, и анализируются морфогенетические и молекулярные механизмы дифференцировки клеток и реинтеграции целостного организма в ходе развития неупорядоченных скоплений клеток (клеточных агрегатов).

Популярный cинопсис: