Журнал общей биологии

Это неофициальный сайт «Журнала общей биологии», созданный при поддержке фонда «Династия». Решение о необходимости создания такого сайта было принято на заседании редколлегии журнала в начале 2006 года. При этом были учтены многочисленные пожелания читателей, многие из которых не имеют доступа к «бумажной» версии журнала.

Большинство статей сопровождается популярными синопсисами (пересказами), предназначенными для широкого круга читателей, в том числе не биологов. Идея таких популярных пересказов заимствована у замечательного сетевого журнала PLoS Biology. Авторы статей, опубликованных в «Журнале общей биологии», не несут ответственности за текст синопсисов, который может содержать критические замечания и соображения, отсутствующие в оригинальной статье. Синопсисы пишутся профессиональными научными популяризаторами (science writers) под редакцией д. б. н. А. В. Маркова, члена редколлегии журнала.

Свежий выпуск

Свежий номер

Номер 2, 2016
Том 77

Статьи

Ю. А. Краус, А. В. Марков
Стр. 83–105
Резюме. Abstract
Синопсис: Гаструляция книдарий: ключ к пониманию филогенеза или хаос вторичных модификаций?
Эмбриология, Теория эволюции, Зоология
Д. О. Логофет, И. Н. Белова, Е. С. Казанцева, В. Г. Онипченко
Ценопопуляция незабудочника кавказского (Eritrichium caucasicum) как объект математического моделирования. I. Граф жизненного цикла и неавтономная матричная модель
Стр. 106–121
Моделирование, Геоботаника
С.В. Дудов
Стр. 122–134
Резюме. Abstract
Синопсис: Моделирование распространения видов по данным рельефа и дистанционного зондирования на примере сосудистых растений нижнего горного пояса хр. Тукурингра (Зейский заповедник, Амурская область)
Моделирование, Геоботаника
А. А. Шулаков, А. В. Егоров, В. Г. Онипченко
Филогенетический анализ растительных сообществ высокогорий Тебердинского заповедника
Стр. 135–144
Резюме. Abstract
Синопсис: В каком случае родственники - лучшие соседи?
Биогеография, Геоботаника
Г. Н. Копцик, С. В. Копцик, И. Е. Смирнова, А. Д. Кудрявцева, К. А. Турбабина
Стр. 145–163
Резюме. Abstract
Синопсис: Реакция лесных экосистем на сокращение атмосферных промышленных выбросов в Кольской Субарктике
Экология, Геоботаника, Охрана природы

Все выпуски

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Том 77 № 2, Март-апрель, 2016
Данные по эмбриональному развитию книдарий, относящихся к низшим многоклеточным животным, часто используются для решения вопросов, связанных с происхождением и ранней эволюцией Metazoa, а также с основными закономерностями эволюции онтогенеза. Особое внимание уделяется гаструляции – морфогенетическому процессу, в ходе которого клетки раннего эмбриона дифференцируются на зародышевые листки и формируется первичный план строения. В статье проведен сравнительный анализ гаструляции различных книдарий. Мы показывали, что для гаструляционных морфогенезов книдарий характерна высокая степень межгрупповой, внутригрупповой и индивидуальной изменчивости. Мы считаем, что способ гаструляции у книдарий определяется не столько эволюционной историей рассматриваемого вида, сколько эволюционно пластичными адаптивными признаками, такими, как размер яйцеклетки и содержание в ней желтка, число клеток на стадии бластулы или морулы, наличие фототрофных симбионтов, экология личинки. Поскольку онтогенез книдарий обладает высокой эволюционной пластичностью, его изучение должно способствовать лучшему пониманию фундаментальных закономерностей эволюции процессов развития.
Том 77 № 2, Март-апрель, 2016
В предлагаемой работе обсуждается опыт создания картографических моделей распространения видов растений горной территории c использованием данных дистанционного зондирования. В полученных моделях распространение стенотопных (привязанных к определенному ландшафту) видов объясняется преимущественно переменными рельефа, которые, в свою очередь, определяют термические и влажностные условия местообитаний. В моделях эвритопных (широко распространённых) видов значительный вклад имеют переменные, полученные на основе данных дистанционного зондирования, описывающие параметры почвенно-растительного покрова.
Том 77 № 2, Март-апрель, 2016
В каком случае родственники - лучшие соседи?
Методами филогенетического анализа были исследованы сообщества растений Тебердинского заповедника. Считается, что сообщества, образованные более близкородственными видами, формировались в большей степени под влиянием абиотических (средовых) факторов, тогда как более выровненные по родству сообщества формируются под действием межвидовых конкурентных отношений (как благоприятствование, так и исключение). Оказалось, что сложные абиотические условия в местах обитания сообществ могут приводить к разному результату в зависимости от возраста сообщества. Степень родства таксонов наиболее высока в сообществах, развивающиеся на скалах и альпийских пустошах. А сообщества, образованные неродственными видами, могут быть либо значительного возраста (кустарниковые и кустраничковые сообщества), либо формируются во влажных и продуктивных местообитаниях (высокогорные эутрофные болота).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ