Журнал общей биологии

Это неофициальный сайт «Журнала общей биологии», созданный при поддержке фонда «Династия». Решение о необходимости создания такого сайта было принято на заседании редколлегии журнала в начале 2006 года. При этом были учтены многочисленные пожелания читателей, многие из которых не имеют доступа к «бумажной» версии журнала.

Большинство статей сопровождается популярными синопсисами (пересказами), предназначенными для широкого круга читателей, в том числе не биологов. Идея таких популярных пересказов заимствована у замечательного сетевого журнала PLoS Biology. Авторы статей, опубликованных в «Журнале общей биологии», не несут ответственности за текст синопсисов, который может содержать критические замечания и соображения, отсутствующие в оригинальной статье. Синопсисы пишутся профессиональными научными популяризаторами (science writers) под редакцией д. б. н. А. В. Маркова, члена редколлегии журнала.

Свежий выпуск

Свежий номер

Номер 3, 2016
Том 77

Статьи

Д. В. Карелин, С. В. Горячкин, Д. Г. Замолодчиков, А. В. Долгих, Э. П. Зазовская, В. А. Шишков, А. В. Почикалов, А. А. Сирин, Г. Г. Суворов, Г. Н. Краев
Стр. 167–181
Резюме. Abstract
Синопсис: Влияние местных антропогенных факторов на почвенную эмиссию биогенных парниковых газов в криогенных экосистемах
Экология, Охрана природы
А.В. Королёв
Полёт птерозавров
Стр. 182–238
Синопсис: О «Полёте птерозавров» или Как тихони смогли стать владыками неба
Моделирование, Зоология
И. Р. Бёме, М. Я. Горецкая
Пение самок воробьинообразных птиц: исключение или закономерность?
Стр. 239–246
Биогеография, Теория эволюции, Зоология

Все выпуски

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Том 77 № 3, Май-июнь, 2016
Недавние исследования показали, что в условиях потепления климата углеродный баланс тундр смещается в сторону поглощения (усвоения) углерода. При этом влияние и вклад отдельных факторов в углеродный баланс этих экосистем остается слабо изучен. Коллектив ученых из институтов Российской академии наук и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова исследовал влияние антропогенного воздействия на выделение парниковых газов (СO2, СН4 и N2O) почвой в условиях криогенных систем (север России и архипелаг Шпицберген). Анализ данных показал, что антропогенное воздействие оказывает значимое влияние на баланс потоков парниковых газов в условиях тундры и северной тайги. Различные виды человеческой деятельности могут как увеличивать (2-4 раза) выделение углекислого газа почвой, так и уменьшать (2-12 раз). Установлено, что величина эмиссии (высвобождения), при конкретной хозяйственной деятельности, зависит от характера почвы (грунта).
Том 77 № 3, Май-июнь, 2016
О «Полёте птерозавров» или Как тихони смогли стать владыками неба
В изучении птерозавров принятие за основу биомеханической модели экранопланного крыла и экранолётного режима полёта даёт ключ к большинству остававшихся ранее нерешёнными задачам происхождения, экологии, морфологии и систематики как собственно птерозавров, так и отдельных групп млекопитающих.
Том 77 № 2, Март-апрель, 2016
Гаструляция книдарий: ключ к пониманию филогенеза или хаос вторичных модификаций?
Данные по эмбриональному развитию книдарий, относящихся к низшим многоклеточным животным, часто используются для решения вопросов, связанных с происхождением и ранней эволюцией Metazoa, а также с основными закономерностями эволюции онтогенеза. Особое внимание уделяется гаструляции – морфогенетическому процессу, в ходе которого клетки раннего эмбриона дифференцируются на зародышевые листки и формируется первичный план строения. В статье проведен сравнительный анализ гаструляции различных книдарий. Мы показывали, что для гаструляционных морфогенезов книдарий характерна высокая степень межгрупповой, внутригрупповой и индивидуальной изменчивости. Мы считаем, что способ гаструляции у книдарий определяется не столько эволюционной историей рассматриваемого вида, сколько эволюционно пластичными адаптивными признаками, такими, как размер яйцеклетки и содержание в ней желтка, число клеток на стадии бластулы или морулы, наличие фототрофных симбионтов, экология личинки. Поскольку онтогенез книдарий обладает высокой эволюционной пластичностью, его изучение должно способствовать лучшему пониманию фундаментальных закономерностей эволюции процессов развития.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ