Почему кузнечик зеленый, а божья коровка красная?

Рисунок © Е.В.

Кузнечик зеленый, чтобы хищникам было труднее заметить его в зеленой траве. Кузнечик вкусный и незащищенный. Если родится кузнечик-мутант, менее похожий по цвету на траву, чем другие кузнечики, то птицы его заметят и склюют, и он не оставит потомства. А если появится кузнечик-мутант, который еще больше похож на траву, чем все прочие кузнечики, то склюют других, а он выживет и оставит потомство, которое унаследует его окраску. С каждым поколением количество потомков этого мутанта будет расти, а численность «обычных» кузнечиков будет снижаться, потому что птицы будут находить их первыми. И через какое-то количество поколений мы увидим, что все кузнечики этого вида стали такими, как наш мутант. Потому что остались в живых только его потомки, а всех остальных склевали. Теперь нужно будет подождать, пока случайно появится новый мутант, которого еще труднее разглядеть в траве. И так далее. Так случайные мутации и естественный отбор постепенно создают защитную (маскирующую) окраску у животных.

Теперь займемся божьей коровкой. В отличие от кузнечика, она хорошо защищена, потому что она невкусная и даже ядовитая. Но молодые птицы, никогда не пробовавшие божьей коровки, этого не знают. И по незнанию пробуют склевать божью коровку. Потом, конечно, птица плюется, раскаивается в своем поступке и думает: «Больше таких жучков клевать не буду!» Но наш жучок уже погиб. Правда, он погиб не зря: ценой своей жизни он научил птицу, что божьих коровок лучше не трогать. Он спас жизни других божьих коровок, в том числе своих братьев, сестер, детишек и внуков. Вот почему божьим коровкам выгодно быть яркими, хорошо запоминающимися. Если бы они были тусклыми, блеклыми, мало отличающимися от тысяч других (вкусных) жучков, если бы их трудно было запомнить и научиться отличать от других жучков, то каждая птица в процессе «обучения» убивала бы много божьих коровок. Яркая окраска божьей коровки нужна для того, чтобы птицы быстрее усваивали урок.

Если появится коровка-мутант, более тусклая, чем ее собратья, то ее жизнь будет в большой опасности, потому что птица подумает: «Может, это и не божья коровка, она какая-то тусклая, попробую-ка я ее клюнуть». А если появится божья коровка-мутант с тем же узором, но еще более ярким, то такой жук может получить преимущество, потому что птицы будут от него шарахаться, думая: «Вот это уж коровка так коровка, такая яркая!» Так случайные мутации и естественный отбор создают предупреждающую окраску у животных. Характер такой окраски зависит в первую очередь от того, как работает мышление и память хищников, какие цвета и узоры лучше привлекают их внимание и быстрее запоминаются.

Ответил: Александр Марков

• pozzdd  | 12.02.2010 | 15:55 Ответить
    Можно ли так же просто объяснить процесс ВОЗНИКНОВЕНИЯ у божьих коровок предупреждающей окраски, если принимать, что предки божьих коровок были незаметными и не ядовитыми жучками?
    • n0isy > pozzdd | 15.03.2010 | 06:59 Ответить
      допустим первый мутант окрасился в более яркий цвет напрямую из-за своей ядовитости.
      • Reaper > n0isy | 15.11.2010 | 03:05 Ответить
        И его тут же склевали. А птицы за один раз так ничему и не научились:)
  • lubitel  | 11.06.2010 | 23:57 Ответить
    Мне думается, что это слишком упрощённо и в принципе не совсем правильно. Наверно должны быть физико-химические причины в первую очередь. Ведь почему-то местность имеет такую расцветку, или она тоже, потому что съели остальные краски? Объяснения в стиле, "остальных съели" явно не достаточно. Если б съели, то откуда они вообще бы там взялись. И как раскраска поменялась? Не от испуга же. Про случайные мутации как-то верится ещё меньше. Всё таки окружающая среда должна давать о себе знать.
    • xDDGx > lubitel | 28.02.2012 | 19:08 Ответить
      А почему вы считаете, что всё должно быть прямо-таки сложно? Принципы эволюции, как мне кажется, куда проще многих физических и математических теорий, и, исходя из предпосылки, что эволюция - процесс слепой, основанный на >>случае<<, продолжающийся на протяжении большого отрезка времени, любой человек, умеющий логично мыслить и думать самостоятельно, сам поймёт базовые основы эволюционного процесса. Развитие живого идёт методом проб и ошибок, все мутации - случайны, но какие-то закрепляются, какие-то - нет.

"Ведь почему-то местность имеет такую расцветку"
      Почему растения (если вы их имеете ввиду) имеют именно зелёную окраску - так это потому, что свет других длин волн поглощается растениями, он наиболее выгоден им, что установилось в процессе отбора - если бы появилось растение, усваивающее другие световые волны, которые бы давали больше необходимой энергии при меньших затратах, больше каких-либо других преимущетсв, то такое растение, вероятно, вытеснило бы большую часть остальных, и у нас были бы луга другого цвета, скажем, "сербурмалинового". Но конечно, это только приближение, на самом деле, разумеется, помимо усваивания света, существует огромное кол-во других факторов, которые могут быть более развитыми и совершенными у других растений - и только совокупность, удачная комбинация всех этих факторов может привести к доминирующему положению какого-либо вида.

Теперь, что касается кузнечиков и местности - если бы, по каким-либо причинам, зелёная трава действительно бы вымерла, и её место заняла бы "сербурмалиновая", то кузнечики оказались бы под угрозой вымирания. Все эти процессы постепенны - сперва трава постепенно заменяется зелёной на серую, по мере распространения последней, кузнечики становятся более заметными, а значит, подверженными угрозе быть схеденными. Если в это переходное время появятся мутантные кузнечики, у которых под воздействием >>случайных<< мутаций возникла серая окраска - то такие кузнечики получают преимущество, они заполняют возникшую экологическую нишу - серую траву, не подвергаясь риску быть съеденными.
      Но если такая мутация почему-то вовремя не возникла, или не закрепилась по каким-либо причинам, то, после окончания переходного периода кузнечики вымирают, а их освободившуюся нишу займёт какой-нибудь другой вид.

"Про случайные мутации как-то верится ещё меньше."
      Вся эволюция основана на случайных мутациях. Не забывайте, что эволюция - это не спонтанный процесс, и он растянут на многие тысячи лет, точнее, на сотни и тысячи поколений. А за это время вполне могут возникнуть не только бессмысленные и вредные мутации, но и полезные.

"Всё таки окружающая среда должна давать о себе знать."
      Окружающая среда в каком-то смысле "толкает" процесс эволюции, но не сама непосредственно, а косвенно. Говоря точнее, живые организмы подстраиваются под окружающую среду. Изменчивость, мутации - как раз тот "инструмент", который позволяет им это делать.
  • Academon  | 23.07.2010 | 03:47 Ответить
    оч хороший ответ.
    мутации окраски возникают постоянно - за мою жизнь у божьих коровок даже число точек изменилось (новая комбинация даёт какую-то выгоду...)
  • jekjek  | 31.07.2010 | 19:15 Ответить
    Насчёт коровки не слишком убедительно. Сдохнет птица, сожравшая такую коровку, но ведь она не передаст это знание своему потомству, и не расскажет перед смертью своим товаркам об отравленном жучке. Кроме того, непонятно, исходя из такого объяснения, как коровки смогли эволюционно развить свою окраску.
    • Leksa > jekjek | 30.08.2010 | 15:30 Ответить
      Жила была птица. Стриж-щегол недоразвитый. И хотела эта птица кушать. По счастью птиц всегда было мало, а жуков-пауков неисчислимые тыщи. На каждую птичку по тыще. А потом и еще родятся, если этих будет мало.
      И полетела птица-стриж покушать. Смотрит - жучок с детками. Красный такой. Заметный. Подумал еще стриж: "Что же это мне мама таких красивых красных жучков не приносила? Они же такие заметные". Подскочил стриж бочком, глаз скосил на жучка, и цап его в клюв! И вдруг, о птичьи боги! Ну какая же гадость! Горько, невкусно, в горле запершило, в пузе закололо. Полетел стриж на реку. Долго воду пил, чтобы вкус горький смыть. Столько пил, что даже летать не мог два часа.
      Зарекся он с тех пор всяких красных и оранжевых даже на клюв пробовать.
      А детки красного жучка встретили потом таких же деток сироток от другого жучка. Поженились и родили таких же деток. Красных-красных. Чтоб и впредь была молодым стрижам наука.

Так лучше?
      • jekjek > Leksa | 12.10.2010 | 19:43 Ответить
        Судя по всему (особенно тону ответа), эту сказку вам рассказала мама неделю назад, и вы её до сих пор не смогли критически осмыслить. Попросите родителей найти для вас развивающие игры.

Как деткам жучка разница - сожран родитель или нет? Потомство уже было дано и цвет родителей никак не повлияет на дальнейшую эволюцию.
        • acelex > jekjek | 31.10.2010 | 16:41 Ответить
          Про деток было добавлено, очевидно, после "критического осмысления" вашего утверждения: "Сдохнет птица, сожравшая такую коровку, но ведь она не передаст это знание своему потомству, и не расскажет перед смертью своим товаркам об отравленном жучке". Т.е. подчеркивая, что один птиц за всю свою жизнь съедает миллионы вкусных жучков и с десяток коровок (для закрепления рефлекса :), и то что он не передаст эти знания своему потомству, никак не повлияет на популяцию коровок.
          • sorin57 > acelex | 01.01.2011 | 19:34 Ответить
            Кстати, аналогично окрашен мухомор. Если руководствоваться этой теорией, то некоторые рыжие женщины в крапинку (веснушки) также весьма ядовиты.
            • Dean_Co > sorin57 | 15.01.2011 | 12:06 Ответить
              Женщины зачастую тоже ядовиты. Но этим занимаеца уже не биология и раскрас особи не помогает определить теоретической опасности той или иной женщины. К тому же они умеют мимикрически менять цвета ;)
          • xDDGx > acelex | 28.02.2012 | 19:10 Ответить
            Кроме того, следует добавить, что далеко не одни только божьи коровки имеют предупредительную красную окраску.
        • Dean_Co > jekjek | 15.01.2011 | 12:11 Ответить
          Можете тут подставить Теорию Божестенного Замысла ;) Она все проще и доступней обЪясняет ;)
          Не ждите что наука, которая серьозно развиваеца около 150 лет, даст Вам с лету ответы жизни, которые формировались на протяжении сотен мулльонов лет ;)
  • letbur  | 08.12.2010 | 12:29 Ответить
    А почему кузнечики тоже не становятся ядовитыми?
    • Dean_Co > letbur | 15.01.2011 | 12:17 Ответить
      (Со светящимся взором вверх)

Хакуна матата или Великий Божественный Замысел )))
      А почему не спросите: А почему человек не ядовит или не бегает быстро как гепард ? ;)
    • xDDGx > letbur | 28.02.2012 | 19:17 Ответить
      Потому что им в этом нет необходимости, у них есть защитная окраска - и этого уже достаточно, чтобы их популяция процветала. Если даже появятся ядовитые кузнечики, то каких-либо преимуществ в выживании перед обычными сородичами у них не будет.
  • eimrine  | 21.06.2012 | 07:20 Ответить
    А почему кузнечик не может стать красным? Птичка подумает, что это коровка и не съест кузнеца!!!
    • Олег Чечулин > eimrine | 16.04.2016 | 07:30 Ответить
      Прежде чем родится красный кузнечик, должны будут родиться кузнечики более-менее промежуточных
      цветов, а эти цвета более опасны, чем красный или зеленый.

Другие вопросы