Стивен Хокинг

«Мир в ореховой скорлупке». Глава из книги

Обложка книги Стивена Хокинга «Мир в ореховой скорлупке»

В 1988 году книга Стивена Хокинга «Краткая история времени», побившая рекорды продаж, познакомила читателей во всём мире с идеями этого замечательного физика-теоретика. И вот новое важное событие: Хокинг возвращается! Великолепно иллюстрированное продолжение — «Мир в ореховой скорлупке» — раскрывает суть научных открытий, которые были сделаны после выхода в свет его первой, широко признанной книги.

Один из самых блестящих ученых нашего времени, известный не только смелостью идей, но также ясностью и остроумием их выражения, Хокинг увлекает нас к переднему краю исследований, где правда кажется причудливее вымысла, чтобы объяснить простыми словами принципы, которые управляют Вселенной.

Как и многие физики-теоретики, Хокинг жаждет отыскать Священный Грааль науки — Теорию Всего, которая лежит в основании космоса. Он позволяет нам прикоснуться к тайнам мироздания: от супергравитации до суперсимметрии, от квантовой теории до M-теории, от голографии до дуальностей. Вместе с ним мы пускаемся в увлекательное приключение, когда он рассказывает о попытках создать на основе общей теории относительности Эйнштейна и выдвинутой Ричардом Фейнманом идеи о множественности историй Полную объединенную теорию, которая опишет всё, что происходит во Вселенной.

Мы сопутствуем ему в необыкновенном путешествии через пространство-время, а великолепные цветные иллюстрации служат нам вехами в этом странствии по сюрреалистической Стране чудес, где частицы, мембраны и струны движутся в одиннадцати измерениях, где черные дыры испаряются, унося с собой свои секреты, и где космическое семя, из которого выросла наша Вселенная, было крохотным орешком.

STEPHEN HAWKING
The Universe in a Nutshell
Перевел с английского А. Г. Сергеев
Издание подготовлено при поддержке фонда Дмитрия Зимина «Династия»
СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2007. — 218 с.

Глава 5

Защищая прошлое

О том, возможны ли путешествия во времени и способна ли высокоразвитая цивилизация, вернувшись в прошлое, изменить его

Пари, заключенное Стивеном У. Хокингом с Джоном П. Прескиллом и Кипом С. Торном

Поскольку Стивен Хокинг (который проиграл предыдущее пари по данному вопросу, выставив требования в недостаточно общем виде) по-прежнему твердо уверен, что голые сингулярности прокляты и должны быть запрещены законами классической физики, и поскольку Джон Прескилл и Кип Торн (выигравшие предыдущее пари) по-прежнему считают, что голые сингулярности как квантовые гравитационные объекты могут существовать, не будучи укрыты горизонтом, в наблюдаемой нами Вселенной, Хокинг предложил, а Прескилл/Торн приняли следующее пари:

Коль скоро любая форма классического вещества или поля, неспособная стать сингулярной в плоском пространстве-времени, подчиняется классическим уравнениям общей теории относительности Эйнштейна, динамическая эволюция из любых начальных условий (то есть от любого открытого набора начальных данных) никогда не сможет породить голую сингулярность (неполную нулевую геодезическую из I+ с конечной точкой в прошлом).

Проигравший вознаграждает победителя одеждой, дабы тот мог прикрыть свою наготу. На одежде должно быть вышито соответствующее случаю сообщение.

Стивен У. Хокинг                             Джон П. Прескилл и Кип С. Торн
Пасадена, Калифорния, 5 февраля 1997 г.

Кип Торн

Мой друг и коллега Кип Торн, с которым у меня было заключено немало пари (еще действующих), не из тех, кто следует общепринятой линии в физике только оттого, что все так поступают. Поэтому он стал первым серьезным ученым, кто осмелился обсуждать путешествия во времени как практическую возможность.

Открыто говорить о путешествиях во времени — весьма щекотливое дело. Вы рискуете сбиться либо на громкие призывы вложить бюджетные деньги в какую-нибудь нелепость, либо на требование засекретить исследования в военных целях. В самом деле, как мы можем защититься от кого-то имеющего в своем распоряжении машину времени? Ведь он способен изменить саму историю и править миром. Лишь немногие из нас достаточно безрассудны, чтобы работать над вопросом, который в среде физиков слывет настолько неполиткорректным. Мы маскируем этот факт при помощи технических терминов, в которых зашифрованы путешествия во времени.

Иллюстрация из книги \&\#39\;Мир в ореховой скорлупке\&\#39\;

Основа всех современных дискуссий о путешествиях во времени — общая теория относительности Эйнштейна. Как следует из предыдущих глав, уравнения Эйнштейна делают пространство и время динамичными, описывая, как те искривляются и искажаются под действием материи и энергии во Вселенной. В общей теории относительности чье угодно персональное время, измеряемое по наручным часам, всегда будет увеличиваться, так же как и в теории Ньютона или в плоском пространстве-времени специальной теории относительности. Но быть может, пространство-время окажется настолько закрученным, что вам удастся улететь на звездолете и вернуться раньше своего отправления (рис. 5.1).

Иллюстрация из книги «Мир в ореховой скорлупке»

Например, это может случиться, если существуют кротовые норы — упоминавшиеся в главе 4 трубки пространства-времени, которые соединяют различные его области. Идея состоит в том, чтобы направить звездолет в одно устье кротовой норы и появиться из другого в совершенно иных месте и времени (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Вторая вариация на тему парадокса близнецов (1)  Если бы существовала очень короткая кротовая нора, вы могли бы выйти из нее в тот же момент, что и вошли. (2) Можно представить себе, что один конец кротовой норы отправляется в дальнее путешествие на космическом корабле, а другой конец остается на Земле. (3) Из-за парадокса близнецов по возвращении космического корабля у находящегося на нем входа в кротовую нору пройдет меньше времени, чем у того входа, который остался на Земле. Это означает, что если войти в кротовую нору на Земле, то можно оказаться на космическом корабле в более раннее время
Рис. 5.2 Вторая вариация на тему парадокса близнецов
(1) Если бы существовала очень короткая кротовая нора, вы могли бы выйти из нее в тот же момент, что и вошли.

Кротовые норы, если они существуют, могли бы решить проблему предельной скорости в космосе: согласно теории относительности, чтобы пересечь Галактику, требуются десятки тысяч лет. Но через кротовую нору можно слетать на другой край Галактики и вернуться обратно за время ужина. Между тем легко показать, что, если кротовые норы существуют, ими можно воспользоваться для того, чтобы оказаться в прошлом.

Так что стоит подумать, что получится, если вы сумеете, например, взорвать свою ракету на стартовой площадке, чтобы не допустить собственного же полета. Это вариация известного парадокса: что случится, если вы отправитесь в прошлое и убьете собственного дедушку, прежде чем он успеет зачать вашего отца (рис. 5.3)?

Рис. 5.3 Может ли пуля пролететь через кротовую нору в прошлое и попасть в того, кто ее выпустил?

Конечно, парадокс тут получается только в том случае, если считать, что, оказавшись в прошлом, вы сможете делать что хотите. Эта книга не место для философских дискуссий о свободе воли. Вместо этого мы сконцентрируемся на том, позволяют ли законы физики так скрутить пространство-время, чтобы макроскопическое тело вроде космического корабля могло вернуться в свое прошлое. Согласно теории Эйнштейна космический корабль всегда движется со скоростью, которая меньше локальной скорости света в пространстве-времени, и следует вдоль так называемой времениподобной мировой линии 1. Это позволяет переформулировать вопрос в технических терминах: могут ли в пространстве-времени существовать замкнутые времениподобные кривые, то есть такие, которые снова и снова возвращаются к своей начальной точке? Я буду называть подобные траектории «временными петлями».

Искать ответ на поставленный вопрос можно на трех уровнях. Первый — это уровень общей теории относительности Эйнштейна, которая подразумевает, что у Вселенной есть четко заданная история без всякой неопределенности. Для этой классической теории мы имеем законченную картину. Однако, как мы видели, такая теория не может быть абсолютно точной, поскольку согласно наблюдениям материя подвержена влиянию неопределенности и квантовых флуктуаций.

Космические струны

Космические струны — это длинные тяжелые объекты с крошечным поперечным сечением, которые могли возникнуть на ранних этапах эволюции Вселенной. Однажды возникнув, космическая струна все больше растягивалась бы за счет космологического расширения, и к настоящему времени одна такая струна могла бы пересекать всю наблюдаемую Вселенную.

Возможность существования космических струн предполагается современными теориями элементарных частиц, которые предсказывают, что на горячих ранних стадиях развития Вселенной вещество находилось в симметричной фазе, во многом похожей на жидкую воду, которая тоже симметрична — одинакова в каждой точке и во всех направлениях — в отличие от кристаллов льда, имеющих изотропную структуру.

Когда Вселенная остыла, симметрия первоначальной фазы была нарушена разным образом в различных отдаленных областях. Как следствие, в этих областях космическое вещество приобрело разные основные состояния. Космические струны — это материальные структуры на границах между такими областями. Поэтому их образование было неизбежным следствием того факта, что отдаленные области могут различаться по основному состоянию.

Поэтому можно задать вопрос о путешествиях во времени на втором уровне — для случая полуклассических теорий. Теперь мы рассматриваем поведение материи согласно квантовой теории с неопределенностями и квантовыми флуктуациями, но пространство-время считаем хорошо определенным и классическим. Эта картина не такая целостная, но она, по крайней мере, дает некоторое представление о том, как следует действовать.

Наконец, есть подход с позиций полной квантовой теории гравитации, чем бы она в итоге ни оказалась. В этой теории, где не только материя, но также сами время и пространство подвержены неопределенности ифлуктуируют, не вполне ясно даже, как поставить вопрос о возможности путешествий во времени. Пожалуй, лучшее, что можно сделать, — это попросить людей в областях, где пространство-время почти классическое и свободно от неопределенностей, интерпретировать свои измерения. Будет ли им казаться, что в областях с сильной гравитацией и большими квантовыми флуктуациями случаются путешествия во времени?

Теорема Гёделя о неполноте

В 1931 г. Курт Гёдель доказал знаменитую теорему о природе математики. Эта теорема утверждает, что в любой формальной системе аксиом вроде тех, что используются в современной математике, всегда существуют положения, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты на основе аксиом, определяющих систему.

Теорема Гёделя наложила фундаментальное ограничение на математику. Она стала настоящим шоком для научного сообщества, поскольку заставила отбросить широко распространенное убеждение, будто математика является согласованной и полной системой, основанной исключительно на логическом фундаменте. Теорема Гёделя, принцип неопределенности Гейзенберга и практическая невозможность проследить эволюцию даже детерминированных систем, когда они становятся хаотическими, составляют ядро набора ограничений, наложенных на научное знание, смысл которых в полной мере был осознан только в XX веке.

Рис. 5.4 Допускает ли пространство время существование замкнутых времениподобных кривых, вновь и вновь возвращающихся к своей исходной точке?
Рис. 5.4 Допускает ли пространство-время существование замкнутых времениподобных кривых, вновь и вновь возвращающихся к своей исходной точке?

Начнем с классической теории: плоское пространство-время специальной теории относительности (без гравитации) не позволяет путешествовать во времени, невозможно это и в тех искривленных вариантах пространства-времени, которые изучались на первых порах. Эйнштейн был буквально шокирован, когда в 1949 г. Курт Гёдель, тот самый, что доказал знаменитую теорему Гёделя, открыл что пространство-время во вселенной, целиком заполненной вращающейся материей, имеет временную петлю в каждой точке (рис. 5.4).

Решение Гёделя требовало введения космологической постоянной, которой может в реальности и не быть, но позднее были найдены подобные решения без космологической постоянной. Особенно интересен случай, когда две космические струны движутся друг мимо друга на высокой скорости.

Космические струны не следует путать с элементарными объектами теории струн, с которыми они совершенно не связаны. Подобные объекты имеют протяженность, но при этом обладают крохотным поперечным сечением. Их существование предсказывается в некоторых теориях элементарных частиц. Пространство-время за пределами одиночной космической струны плоское. Однако это плоское пространство-время имеет клинообразный вырез, вершина которого лежит как раз на струне. Оно похоже на конус: возьмите большой круг из бумаги и вырежьте из него сектор, подобный куску пирога, вершина которого расположена в центре круга. Удалив вырезанный кусок, склейте края разреза у оставшейся части — получится конус. Он изображает пространство-время, в котором существует космическая струна (рис. 5.5).

Иллюстрация из книги «Мир в ореховой скорлупке»

Заметьте, поскольку поверхность конуса — это всё тот же плоский лист бумаги, с которого мы начали (за вычетом удаленного сектора), его можно по-прежнему считать плоским, за исключением вершины. Наличие кривизны в вершине можно выявить по тому факту, что описанные вокруг нее окружности имеют меньшую длину, чем окружности, удаленные на такое же расстояние от центра на исходном круглом листе бумаги. Иными словами, окружность вокруг вершины короче, чем должна быть окружность того же радиуса в плоском пространстве из-за отсутствующего сектора (рис. 5.6).

Рис. 5.6  Космическая струна вырезает сектор из пространства-времени
Рис. 5.6 Космическая струна вырезает сектор из пространства-времени

Подобным же образом удаленный из плоского пространства-времени сектор укорачивает окружности вокруг космической струны, но не влияет на время или расстояние вдоль нее. Это означает, что пространство-время вокруг отдельной космической струны не содержит временных петель, и, следовательно, путешествия в прошлое невозможны. Однако если есть вторая космическая струна, которая движется относительно первой, ее направление времени будет комбинацией времени и пространственных изменений первой. Это значит, что сектор, который вырезается второй струной, будет сокращать как расстояния в пространстве, так и интервалы времени для наблюдателя, который движется вместе с первой струной (рис. 5.7). Если струны движутся друг относительно друга с околосветовой скоростью, сокращение времени при обходе обеих струн может быть столь значительным, что вы вернетесь обратно раньше, чем стартуете. Другими словами, здесь имеются временные петли, по которым можно путешествовать в прошлое.

Рис. 5.7  Cекторы с непараллельными краями, удаленные из пространства-времени
Рис. 5.7 Cекторы с непараллельными краями, удаленные из пространства-времени

Космические струны содержат материю, обладающую положительной плотностью энергии, что совместимо с известной на сегодня физикой. Однако скручивание пространства, которое порождает временные петли, тянется до самой бесконечности в пространстве и до бесконечного прошлого во времени. Так что подобные структуры пространства-времени изначально, по построению допускают возможность путешествий во времени. Нет оснований считать, что наша собственная Вселенная скроена по такому извращенному фасону, у нас нет надежных свидетельств появления гостей из будущего. (Я не принимаю в расчет конспирологические теории о том, что НЛО прилетают из будущего, а правительство знает об этом, но скрывает правду. Обычно оно скрывает не столь замечательные вещи.) Поэтому я буду предполагать, что временных петель не было в далеком прошлом, а если точнее, то в прошлом относительно некоторой поверхности в пространстве-времени, которую я обозначу S. Вопрос: может ли высокоразвитая цивилизация построить машину времени? То есть может ли она изменить пространство-время в будущем относительно S (выше поверхности S на диаграмме) таким образом, чтобы петли появились только в области конечного размера? Я говорю о конечной области потому, что как бы ни была развита цивилизация, она, по-видимому, способна контролировать только ограниченную часть Вселенной. В науке правильно сформулировать задачу часто значит найти ключ к ее решению, и рассматриваемый нами случай — хорошая тому иллюстрация. За определением финитной 2 машины времени я обращусь к одной из моих старых работ. Путешествие во времени возможно в некоторой области пространства-времени, где имеются временные петли, то есть траектории с досветовой скоростью движения, которые тем не менее умудряются вернуться в исходное место и время вследствие искривления пространства-времени. Поскольку я предположил, что в далеком прошлом временных петель не было, должен существовать, как я его называю, «горизонт путешествий во времени» — граница, которая отделяет область, содержащую временные петли, от области, где их нет (рис. 5.8).

Рис. 5.8 Даже самая могущественная цивилизация может искривить пространство-время только в конечной (финитной) области. Горизонт путешествий во времени - граница той части пространства-времени, в которой можно путешествовать в чье-то прошлое, - должен быть образован лучами света, исходящими из этой финитной области
Рис. 5.8 Даже самая могущественная цивилизация может искривить пространство-время только в конечной (финитной) области. Горизонт путешествий во времени — граница той части пространства-времени, в которой можно путешествовать в чье-то прошлое, — должен быть образован лучами света, исходящими из этой финитной области

Горизонт путешествий во времени весьма похож на горизонт черной дыры. В то время как последний образуется световыми лучами, которым не хватает самой малости, чтобы покинуть черную дыру, горизонт путешествий во времени задается лучами, находящимися на грани встречи с самими собой. Далее я буду считать критерием машины времени наличие так называемого финитно порожденного горизонта, то есть сформированного световыми лучами, которые испущены из области ограниченного размера. Иными словами, они не должны приходить из бесконечности или сингулярности, а только из конечной области, содержащей временную петлю, такой области, которую, как мы предполагаем, будет способна создать наша высокоразвитая цивилизация.

Рис. 5.9  Опасность путешествия во времени
Рис. 5.9 Опасность путешествия во времени

С принятием такого критерия машины времени появляется замечательная возможность использовать для изучения сингулярностей и черных дыр методы, которые разработали мы с Роджером Пенроузом. Даже не используя уравнения Эйнштейна, я могу показать, что в общем случае финитно порожденный горизонт будет содержать световые лучи, которые встречаются сами с собой, продолжая снова и снова возвращаться в одну и ту же точку. Делая круг, свет каждый раз будет испытывать всё более и более сильное голубое смещение, а изображения будут становиться всё синее и синее. Горбы волн в пучке начнут всё больше сближаться друг с другом, а интервалы, через которые возвращается свет, сделаются всё короче и короче. Фактически у частицы света будет конечная история, если рассматривать ее в собственном времени, даже несмотря на то, что она нарезает круги в конечной области и не попадает в сингулярную точку кривизны.

То, что частица света исчерпает свою историю за конечное время, может показаться несущественным. Но я могу также доказать возможность существования мировых линий, скорость движения по которым меньше световой, а продолжительность — конечна. Это могут быть истории наблюдателей, которые пойманы в конечную область перед горизонтом и двигаются круг за кругом всё быстрее и быстрее, пока не достигнут за конечное время скорости света. Так что, если красивая пришелица из летающей тарелки приглашает вас в свою машину времени, будьте осторожны. Вы можете попасть в ловушку повторяющихся историй с конечной общей продолжительностью (рис. 5.9).

Рис. 5.10  Предсказание о том, что черные дыры испускают излучение и теряют массу, подразумевает, что квантовая теория заставляет отрицательную энергию течь в черную дыру через горизонт. Чтобы черная дыра уменьшилась в размерах, плотность энергии на горизонте событий должна быть отрицательной, то есть иметь как раз тот знак, который требуется для построения машины времени
Рис. 5.10 Предсказание о том, что черные дыры испускают излучение и теряют массу, подразумевает, что квантовая теория заставляет отрицательную энергию течь в черную дыру через горизонт. Чтобы черная дыра уменьшилась в размерах, плотность энергии на горизонте событий должна быть отрицательной, то есть иметь как раз тот знак, который требуется для построения машины времени

Эти результаты не зависят от уравнения Эйнштейна, а только от того, каким образом пространство-время скручено для получения временной петли в конечной области. Но все-таки что за материал могла бы использовать высокоразвитая цивилизация, чтобы построить машину времени конечных размеров? Может ли он везде иметь положительную плотность энергии, как в случае с описанным выше пространством-временем космической струны? Космическая струна не удовлетворяет моему требованию, чтобы временные петли появлялись только в конечной области. Но можно было бы подумать, будто это обусловлено лишь тем, что струны имеют бесконечную длину. Кто-то, возможно, надеется построить конечную машину времени, используя конечные петли из космических струн, имеющих всюду положительную плотность энергии. Жаль разочаровывать людей, которые, подобно Кипу, хотят вернуться в прошлое, но это невозможно сделать, сохраняя везде положительную плотность энергии. Я могу доказать, что для постройки конечной машины времени вам понадобится отрицательная энергия.

В классической теории плотность энергии всегда положительна, так что существование конечной машины времени на этом уровне исключается. Но ситуация меняется в полуклассической теории, где поведение материи рассматривается в соответствии с квантовой теорией, а пространство-время считается хорошо определенным, классическим. Как мы видели, принцип неопределенности в квантовой теории означает, что поля всегда флуктуируют вверх и вниз, даже в пустом, казалось бы, пространстве, и обладают бесконечной плотностью энергии. Ведь только вычтя бесконечную величину, мы получаем конечную плотность энергии, которую наблюдаем во Вселенной. Это вычитание может дать и отрицательную плотность энергии, по крайней мере локально. Даже в плоском пространстве можно найти квантовые состояния, в которых плотность энергии локально отрицательна, хотя общая энергия положительна. Интересно, действительно ли эти отрицательные значения заставляют пространство-время искривляться так, чтобы возникла финитная машина времени? Похоже, что они должны к этому приводить. Как явствует из главы 4, квантовые флуктуации означают, что даже пустое на первый взгляд пространство заполнено парами виртуальных частиц, которые вместе появляются, разлетаются, а затем сходятся снова и аннигилируют друг с другом (рис. 5.10). Один из элементов виртуальной пары будет иметь положительную энергию, а другой — отрицательную. При наличии черной дыры частица с отрицательной энергией может упасть на нее, а частица с положительной энергией — улететь на бесконечность, где она будет выглядеть как излучение, уносящее положительную энергию из черной дыры. А частицы с отрицательной энергией, падая в черную дыру, приведут к уменьшению ее массы и медленному испарению, сопровождаемому уменьшением размеров горизонта (рис. 5.11).

Рис. 5.11  Квантовое испарение черной дыры
Рис. 5.11 Квантовое испарение черной дыры

Обычная материя с положительной плотностью энергии порождает притягивающую гравитационную силу и искривляет пространство-время так, что лучи поворачивают друг к другу, в точности как шар на резиновом листе из главы 2 всегда заворачивает маленький шарик к себе и никогда — прочь.

Отсюда вытекает, что площадь горизонта черной дыры со временем только увеличивается и никогда не сокращается. Чтобы горизонт черной дыры уменьшился, плотность энергии на горизонте должна быть отрицательной, а пространство-время должно заставлять лучи света расходиться. Я впервые понял это как-то раз, ложась спать, вскоре после рождения моей дочери. Не скажу точно, как давно это было, но сейчас у меня уже есть внук.

Мой внук Уильям Макензи-Смит

Испарение черных дыр показывает, что на квантовом уровне плотность энергии может иногда быть отрицательной и искривлять пространство-время в направлении, которое было бы нужно для построения машины времени. Так что можно представить цивилизацию, стоящую на такой высокой ступени развития, что она способна добиться достаточно большой отрицательной плотности энергии, чтобы получить машину времени, которая годилась бы для макроскопических объектов вроде космических кораблей. Однако есть существенное различие между горизонтом черной дыры, формируемым лучами света, которые просто продолжают двигаться, и горизонтом в машине времени, который содержит замкнутые лучи света, продолжающие наворачивать круги. Виртуальная частица, раз за разом движущаяся по такому замкнутом пути, приносила бы в одну и ту же точку свою энергию основного состояния. Поэтому следует ожидать, что на горизонте, то есть на границе машины времени — области, в которой можно путешествовать в прошлое, — плотность энергии окажется бесконечной. Это подтверждается точными вычислениями в ряде частных случаев, которые достаточно просты, чтобы можно было получить точное решение. Выходит, что человек или космический зонд, который попробует пересечь горизонт и попасть в машину времени, будет полностью уничтожен завесой излучения (рис. 5.12). Так что будущее путешествий во времени выглядит довольно мрачным (или следует сказать «ослепительно ярким»?).

Плотность энергии вещества зависит от состояния, в котором оно находится, так что, возможно, высокоразвитая цивилизация сумеет сделать плотность энергии на границе машины времени конечной, «замораживая» или удаляя виртуальные частицы, которые круг за кругом движутся по замкнутой петле. Нет, однако, уверенности, что такая машина времени будет устойчивой: малейшее возмущение, например кто-то пересекающий горизонт, чтобы войти в машину времени, может запустить циркуляцию виртуальных частиц и вызвать испепеляющую молнию. Этот вопрос физикам следует свободно обсуждать, не боясь презрительных насмешек. Даже если окажется, что путешествия во времени невозможны, мы поймем, почему они невозможны, а это важно.

Рис. 5.12  Тот, кто попробует пересечь горизонт путешествий во времени, может быть уничтожен завесой излучения
Рис. 5.12 Тот, кто попробует пересечь горизонт путешествий во времени, может быть уничтожен завесой излучения

Чтобы со всей определенностью ответить на обсуждаемый вопрос мы должны рассмотреть квантовые флуктуации не только материальных полей, но и самого пространства-времени. Можно ожидать, что это вызовет некоторую размытость в путях световых лучей и в целом в принципе хронологического упорядочивания. В действительности можно рассматривать излучение черной дыры как утечку, вызванную квантовыми флуктуациями пространства-времени, которые свидетельствуют, что горизонт определен не вполне точно. Поскольку у нас пока нет готовой теории квантовой гравитации, трудно сказать, каков должен быть эффект флуктуаций пространства-времени. Но несмотря на это, мы можем надеяться получить некоторые подсказки из фейнмановского суммирования историй, описанного в главе 3.

Рис. 5.13  Фейнмановская сумма по историям включает истории, в которых частица движется назад во времени, и даже истории, представляющие собой замкнутые петли в пространстве и времени
Рис. 5.13 Фейнмановская сумма по историям включает истории, в которых частица движется назад во времени, и даже истории, представляющие собой замкнутые петли в пространстве и времени

Каждая история будет искривленным пространством-временем с материальными полями в нем. Поскольку мы собираемся суммировать по всем возможным историям, а не только по тем, которые удовлетворяют некоторым уравнениям, сумма должна включать и такие пространства-времена, которые достаточно закручены для путешествий в прошлое (рис. 5.13). Тогда возникает вопрос: почему такие путешествия не происходят повсеместно? Ответ состоит в том, что перемещения во времени на самом деле имеют место в микроскопическом масштабе, но мы их не замечаем. Если применить фейнмановскую идею суммирования по историям к одной частице, то надо включить истории, в которых она движется быстрее света и даже назад во времени. В частности, будут и такие истории, в которых частица движется круг за кругом по замкнутой петле во времени и пространстве. Как в фильме «День сурка», где репортер проживает одни и те же сутки снова и снова (рис. 5. 14).

Рис. 5.14  Иллюстрация из книги \&\#39\;Мир в ореховой скорлупке\&\#39\;

Частицы с такими замкнутыми в петлю историями нельзя наблюдать на ускорителях. Однако их побочные проявления можно измерить, наблюдая ряд экспериментальных эффектов. Один из них — это незначительный сдвиг в излучении, испускаемом атомами водорода, который вызван электронами, движущимися по замкнутым петлям. Другой — небольшая сила, действующая между параллельными металлическими пластинами и вызванная тем, что между ними помещается чуть меньше замкнутых петель, чем во внешних областях, — это другая эквивалентная трактовка эффекта Казимира. Таким образом, существование замкнутых в петлю историй подтверждается экспериментом (рис. 5.15).

Можно поспорить о том, имеют ли подобные закольцованные истории частиц какое-то отношение к искривлению пространства-времени, поскольку они возникают даже на таком неизменном фоне, как плоское пространство. Но в последние годы мы обнаружили, что физические явления часто имеют в равной мере корректные дуальные описания. Можно с равным основанием говорить о том, что частицы движутся по замкнутым петлям на неизменном фоне или что они остаются неподвижными, а вокруг них флуктуирует пространство-время. Это сводится к вопросу: хотите ли вы сначала суммировать по траекториям частиц, а потом по искривленным пространствам-временам или наоборот?

Иллюстрация из книги «Мир в ореховой скорлупке»

Таким образом, квантовая теория, по-видимому, позволяет перемещаться во времени в микроскопическом масштабе. Но для научно-фантастических целей вроде полета в прошлое и убийства своего дедушки от этого мало пользы. Поэтому остается вопрос: может ли вероятность при суммировании по историям достичь максимума на пространствах-временах с макроскопическими петлями времени?

Исследовать этот вопрос можно, рассматривая суммы по историям материальных полей на последовательности фоновых пространств-времен, которые становятся всё ближе и ближе к тому, чтобы допускать петли времени. Было бы естественно ожидать, что в момент, когда временная петля впервые появляется, должно случиться нечто знаменательное. Так оно и произошло в простом примере, который я изучал с моим студентом Майклом Кассиди.

Может ли некая высокоразвитая цивилизация построить машину времени?

Фоновые пространства-времена, которые мы изучали, были тесно связаны с так называемой вселенной Эйнштейна, пространством-временем, которое Эйнштейн предложил, когда еще верил, что Вселенная является статической и неизменной во времени, не расширяющейся и не сжимающейся (см. главу 1). Во вселенной Эйнштейна время идет от бесконечного прошлого к бесконечному будущему. А вот пространственные измерения конечны и замкнуты сами на себя, подобно поверхности Земли, но только с числом измерений на одно больше. Такое пространство-время можно изобразить как цилиндр, продольная ось которого будет временем, а сечение — пространством с тремя измерениями (рис. 5.16).

Рис. 5.16  Вселенная Эйнштейна подобна цилиндру: конечна в пространстве и неизменна во времени. Благодаря своему конечному размеру она может вращаться, ни в какой точке не превосходя скорости света
Рис. 5.16 Вселенная Эйнштейна подобна цилиндру: конечна в пространстве и неизменна во времени. Благодаря своему конечному размеру она может вращаться, ни в какой точке не превосходя скорости света

Так как вселенная Эйнштейна не расширяется, она не соответствует той Вселенной, в которой мы живем. Тем не менее это удобная основа для обсуждения путешествий во времени, поскольку она достаточно проста, чтобы можно было выполнить суммирование по историям. Забудем ненадолго о путешествиях во времени и рассмотрим вещество во вселенной Эйнштейна, которая вращается вокруг некоторой оси. Если вы окажетесь на этой оси, то будете оставаться в одной и той же точке пространства, как будто стоите в центре детской карусели. Но, расположившись в стороне от оси, вы будете двигаться в пространстве вокруг нее. Чем дальше от оси, тем быстрее будет ваше движение (рис. 5.17). Так что, если вселенная бесконечна в пространстве, достаточно далекие от оси точки будут вращаться со сверхсветовой скоростью. Но, поскольку вселенная Эйнштейна конечна в пространственных измерениях, существует критическая скорость вращения, при которой ни одна ее часть еще не будет вращаться быстрее света.

Теперь рассмотрим сумму по историям частицы во вращающейся вселенной Эйнштейна. Когда вращение медленное, имеется много путей, по которым может двигаться частица при данном количестве энергии. Поэтому суммирование по всем историям частицы на таком фоне дает большую амплитуду. Это означает, что вероятность такого фона при суммировании по всем историям искривленного пространства-времени будет высока, то есть он относится к числу более вероятных историй. Однако по мере того как скорость вращения вселенной Эйнштейна приближается к критической отметке, а скорость движения ее внешних областей стремится к скорости света, остается единственный путь, который допустим для классических частиц на краю вселенной, а именно движение со скоростью света. Это означает, что сумма по историям частицы будет мала, а значит, вероятности таких пространственно-временных фонов в сумме по всем историям искривленного пространства-времени окажутся низкими. То есть они будут наименее вероятными.

Рис. 5.17 Вращение в плоском пространстве. В плоском пространстве скорость твердотельного вращения вдали от оси превосходит скорость света
Рис. 5.17 Вращение в плоском пространстве.

Но какое отношение к путешествиям во времени и временным петлям имеют вращающиеся вселенные Эйнштейна? Ответ состоит в том, что они математически эквивалентны другим фонам, в которых возможны петли времени. Эти другие фоны — вселенные, которые расширяются в двух пространственных направлениях. Такие вселенные не расширяются в третьем пространственном направлении, которое является периодическим. То есть если вы пройдете определенное расстояние в этом направлении, то окажетесь там, откуда стартовали. Однако с каждым кругом в этом направлении ваша скорость в первом и втором направлениях будет возрастать (рис. 5.18).

5.18.  Фон с замкнутыми времениподобными кривыми
5.18 Фон с замкнутыми времениподобными кривыми

Если разгон невелик, то временных петель не существует. Рассмотрим, однако, последовательность фонов с всё большим приращением скорости. Петли времени появляются при некоторой критической величине разгона. Неудивительно, что этот критический разгон соответствует критической скорости вращения вселенных Эйнштейна. Поскольку вычисление суммы по историям на обоих этих фонах математически эквивалентно, можно заключить, что вероятность таких фонов стремится к нулю по мере приближения к искривлению, необходимому для получения петель времени. Другими словами, вероятность искривления, достаточного для машины времени, равна нулю. Это подтверждает то, что я называю гипотезой защиты хронологии: законы физики устроены так, что не допускают перемещения во времени макроскопических объектов.

Вероятность того, что Кип сможет отправиться в прошлое и убить своего дедушку, составляет 1/10(10^60). Другими словами, меньше чем 1 шанс на единицу с триллионом триллионов триллионов триллионов триллионов нулей после нее.

Хотя временные петли разрешены при суммировании по историям, их вероятности получаются чрезвычайно низкими. Основываясь на упоминавшихся выше соотношениях дуальности, я оценил вероятность того, что Кип Торн сможет отправиться в прошлое и убить своего дедушку: она оказалась меньше чем единица к десяти в степени триллион триллионов триллионов триллионов триллионов.

Это просто удивительно низкая вероятность, но если вы внимательно посмотрите на фотографию Кипа, то заметите легкую дымку по краям. Она соответствует исчезающе малой вероятности того, что какой-то проходимец из будущего отправится в прошлое и убьет его дедушку, и потому Кипа на самом деле здесь нет.

Будучи азартными людьми, мы с Кипом хотели бы заключить пари по поводу аномалии вроде этой. Проблема, однако, в том, что мы не можем этого сделать, поскольку сейчас придерживаемся единого мнения. А с кем-то другим я пари заключать не стану. Вдруг он окажется пришельцем из будущего, знающим, что путешествия во времени возможны?

Вам показалось, что эта глава написана по указке правительства, чтобы скрыть реальность путешествий во времени? Возможно, вы правы.

Иллюстрация из книги «Мир в ореховой скорлупке»

1 Мировая линия — это путь в четырехмерном пространстве-времени. Времениподобные мировые линии совмещают перемещение в пространстве с естественным движением вперед во времени. Только по таким линиям могут следовать материальные объекты.

2 Финитный — имеющий конечные размеры.

• Shen301045  | 04.01.2008 | 17:15 Ответить
    Бред!
    • SergeyGubanov > Shen301045 | 04.01.2008 | 21:32 Ответить
      Вот именно бред. Хокинг известный сказочник. На научном сайте каковым является "Элементы" Хокингу не место. Администрации перед публикацией следовало бы сначала проконсультироваться у специалистов.
      • break-neck > SergeyGubanov | 05.01.2008 | 00:34 Ответить
        "Хокинг известный сказочник"
        Хокинг - физик-теоретик мирового масштаба с высочайшим индексом цитирования.
        "На научном сайте"
        Спасибо, посмеялся. Привет интернет-ученым!
        "Администрации перед публикацией следовало бы сначала проконсультироваться у специалистов".
        Спасибо, посмеялся еще раз. "Специалистов" масштаба Хокинга в России просто нет.

PS.SergeyGubanov - клинический случай.
        • SergeyGubanov > break-neck | 10.01.2008 | 11:21 Ответить
          > Хокинг - физик-теоретик мирового масштаба

К сожалению, Хокинг - это только лишь известный схоласт мирового масштаба.

> "Специалистов" масштаба Хокинга в России просто нет.

Дело в том, что в России таких как Хокинг принято называть мракобесами. Настоящих же специалистов по физике искривлённого пространства в России действительно мало: Бурланков и немножко Фаддеев...

> SergeyGubanov - клинический случай

Спасибо вам аноним за проявленное внимание к моей персоне.
        • АлИв > break-neck | 11.01.2008 | 16:24 Ответить
          Черномырдина цитируют чаще. К сожалению Вы,уважаемый,оцениваете неправильно вклад в Науку. Со временем человечество поймёт, что коллапс материи до чёрной дыры невозможен в принципе, что комета - это не ледышка и грязь, и даже не метан, а простой булыжник,что на Солнце не идут ядерные реакции, что вспышка сверхновой-это сброс положительного заряда оболочкой, что время есть производная от пространственного возмущения, что мир пребывает всего-навсего в трёх измерениях. Меня лично более всего удивляет абсолютное неуважение друг - друга на любом Российском сайте. В отношении любых околофизических расуждений хотелось бы видеть и слышать физику, а не математику или пальциевую логику без привлечения известных физических законов. Учёным пора научиться объяснять всё и вся основываясь только на известные законы классической физики и, если не получается, то, вероятно, надобно поуменьшить амбиции и степень авториторизма. Авторитетов в физике не должно быть...Вульгарная математизация физики привела человечество в тупик, имея бесконечное множество математических решений тех или иных явлений, мы до настоящего времени не можем объяснить простых вещей, не можем повторить ничего, что смог Тесла более чем 100 лет назад.А вот его не цитируют,потому как не понимают, что он делал.А Тунгусский взрыв-это самое гениальное творение Теслы, только подумайте, за 100 лет ни одного более-менее научного объяснения этого феномена. Где учёные физики, математики и прочая братия, правящая бал в физике? Им нечего сказать..., вот где проявляется глубина их мышления, их "гений"...
          Очень интересно, в какой области знаний сэр Стивен Хокинг является непревзойдённым специалистом? сообщите со ссылкой, плз.
          Искренне.
          • parabotkin > АлИв | 24.01.2008 | 19:22 Ответить
            Господин АлИв, Вы так уверенно говорите как будто Сами неопровержимо знаете:).
            Но мне кажется Вы говорите как убежденный физик конца 19 века, для которого ничего кроме ньютоновских законов не было и не должно было быть. А потом этот самый ученый не верил, выпучив глаза, ни теории относительности, ни квантовой физике, даже когда под закат его жизни взрывалась ядерная бомба.
            Я конечно профан и не физик вовсе, но с естественными науками связан и думаю, что без математики физики нет. Она дала нам все,что мы имеем.
            И хочу напомнить, что без авторитетов в свое время жили нигилисты. Что они дали миру?
            А Хоккинг признаный специалист в физике черных дыр.
            • etoneyava > parabotkin | 03.05.2008 | 17:11 Ответить
              "А Хоккинг признаный специалист в физике черных дыр"
              Разрешите спросить: а вы сами видели чёрные дыры? Или, может, знаете того, кто их видел? Стоит ли защищать одного и охаивать другого на основании совершенно равнозначных фактологически и полярных эмоционально вещей?
      • rykov > SergeyGubanov | 02.08.2008 | 12:14 Ответить
        Уважаемый SergeyGubanov!

Согласен с Вами на все 100. Вообще -"Элементы..." крайне консервативный сайт. Недавно яобратился Дмитрию Зимину, мне ответила Марина Дмитриева. Моё обращение:
        "Уважаемый Дмитрий Зимин!
        Мною сделано очень простое и эпохальное открытие структуры вакуума.
        Оно даёт источник гравитации, расширения Вселенной, рождение масс
        вещества и анти вещества, природы волновых свойств микро частиц.
        Издана книга "Вакуум и вещество Вселенной". Признание этого открытия
        состоится не скоро - теоретическая физика к этому абсолютно не готова.
        ...Пожелание Вам успехов в Вашей "Династии"
        Тема Вопрос Дмитрию Борисовичу Зимину
        Представьтесь, пожалуйста
        Анатолий Васильевич Рыков
        Ваше место работы, должность
        > > Институт физики Земли РАН, в.н.с.
        > > Ваш e-mail (для обратной связи) rykov@ifz.ru

Книга рецензирована академиком В.Н Страховым и В.А.Меньшиковым, директором НИИ Космических Систем.

Результат обращения НОЛЬ.
  • glassio  | 28.04.2008 | 12:05 Ответить
    Уважаемые - люди,

Единственное что хотелось бы сказать - любая мысль - утверждение (теорема, закон и тд и тп) имеет право быть озвучена - существовать, и каждый ее оценить для себя сам (согласиться с ней, не согласиться, будет ее доказывать, опровергать, будет на неё молиться или еще чего) но не нужно вешать ярлыки на людей и на их идеи - псих, сказочник и тд.

На мой взгляд "большинство" не показатель истины или правельности решения, а всего лишь вероятность.
  • Игорь Стрельников  | 15.11.2008 | 13:16 Ответить
    Уважаемые господа!Моё мнение(если оно интересно)состоит в следующем:путешествия во времени возможны, но лишь в информационном смысле.Никакого физического переноса живой материи во времени не может быть.Логика проста - клетка имеет энергообмен,сложившийся за эволюцию, и не может работать(жить) быстрее или медленнее(во всяком случае - быстрее на тот порядок,о котором речь) без нарушения своих функций.Говоря о физике,мы забываем про химию,про биохимию и другие "тонкости" живой материи.Часто встречающееся в печати мнение, что человека можно разобрать на атомы в одном месте и собрать в другом ошибочно и глупо.Может прозвучит смешно, но про душу(или нечто дающее нам сознание и бессознательное)в таких статьях никто не вспоминает, а напрасно!Что касается специалистов в разных областях знания, то профессионализм не определяется способностью объяснять, а способностью реализовывать.Есть куча теорий стройных на бумаге и никаких в эксперименте.Вот,когда по Хокингу отправят наследниц "Белки" и "Стрелки" в путешествие и встретят,тогда и назовём его специалистом.Сейчас же он - великий мечтатель и находчивый догадчик, не более.И действительно, хватит ругаться по любому поводу...хоть не заходи никуда.
    • stab > Игорь Стрельников | 17.11.2008 | 13:56 Ответить
      Игорь! Речь не идет о переносе живой материи. Если возможен хотя бы информационный обмен, то совсем не обязательно убивать своего предка собственноручно - можно попросить об этом кого-нибудь из его современников (Например, подкупив в обмен на какую-нибудь ценную для того информацию. Или вынудив, безнаказанно шантажируя этого потенциального киллера из нашего далекого будущего). А уж сколько возможностей открылось бы для собственного обогащения - слюнки текут...
      • Игорь Стрельников > stab | 22.11.2008 | 01:00 Ответить
        Согласен,что и в этом можно усмотреть логический тупик для реализации идеи машины времени.Но, можно допустить элементарное дублирование информации без возможности изменить ёё ТАМ и иметь возможность изменять её ЗДЕСЬ,но уже без каких-либо исторических последствий.Это может быть похоже на появление нас в виде призрака в мире другого времени.Всё видишь,всё слышишь, но ничего сделать не можешь.Нечто, наподобие свидетельст персон, перенесших клиническую смерть(кстати,имею личный опыт).И себя со стороны видел, и тунель, и существо(страж,какой-нибудь,наверное)видел...только никакой возможности проявить свою волю не имел.Не пустили на тот свет и всё!
        Так и это - "сиди и смотри" называется.
        • stab > Игорь Стрельников | 25.11.2008 | 19:44 Ответить
          "И себя со стороны видел, и тунель, и существо(страж,какой-нибудь,наверное)видел..."
          Только почему-то кажется мне, что эта картина, о которой сейчас (наверное последних лет 50) говорят, вовсе не отражение той предпереходной стадии, а нечто вроде "видеоролика", который прокручивают в сознании находящихся в клинической смерти. Кому-то показывают, а кому-то - нет. Кстати, не кажется ли Вам подозрительным, что об этой картинке не говорилось в воспоминаниях людей, переживших аналогичную ситуацию в прежние времена? А ведь таких случаев во время последних двух мировых войн должно было быть предостаточно - неизмеримо больше, чем в наше относительно спокойное время.
          • Игорь Стрельников > stab | 25.11.2008 | 22:00 Ответить
            Я отвечаю только за себя;мой личный опыт не правило для остальных.Отвлеклись от темы.Для любителей логических изысков могу утверждать,на основании анализа истории науки,что прошлое изменить невозможно.Я не специалист в области логики,но основы её знаю,что даёт мне основание поставить под сомнение в целом попытки разрешить проблему "путешествий во времени" математической логикой.Вспоминаю первую лекцию на физмате..."...математика- абстрактная наука, призванная разъяснять конкретные вещи...".В основе математики лежат понятия, не имеющие аналога в вещественном мире.Физика доказала - "лучей холода" не существует.Химия доказала - необратимые реакции - норма.Биология доказала - смерть необратима.Теперь математика должна доказать, что динамика явлений - это не цепь равнозначных переходных состояний, а цепь неравнозначных,изолированных от первоисточника событий.1-1=0,тогда математически слева и справа одно и то же -пустота.Нет!Слева - событие, справа - состояние.Вы что думаете, без нуля справа в левой части ничего не случится? Да, мы имеем уравнение.А что оно отражает? Согласитесь,что каждый член данного уравнения равнозначен.Оно отражает философию сосуществования в одном измерении разнополярных и равнозначных состояний.Борьба противоположностей.А если слева количество пар (1)и(-1)стремится к бесконечности, а считать надо,с чего начнёте? С начала, от центра,соберёте всех оппонентов в кучку...? События прошлого обязаны оставаться изолированными друг от друга, чтобы явление динамики состоялось, как энергетически наиболее выгодное состояние вещества.Если события связаны и равнозначны,то мне не понятна причина по которой всё живое сначала рождается, растёт и умирает, а не появляется уже мёртвым,оживает и молодеет.Современная математика утверждает,что логически это возможно.А Ваш опыт,наверняка,говорит обратное.
  • viperr1122  | 07.01.2009 | 15:17 Ответить
    Ну а что, прикольно Хокинг написал, ни фига не понятно, но с точки зрения современной физики очень круто. Вообще хорошо быть экспертом в области черных дыр: никто их не видел (ну думаю и не увидит))), никто не доказал их существование (хотя может уже и поймали излучение Хокинга), вроде и объекта изучения как такового и нет но эксперт есть) Человек умеет жить, что сказать. Пишет фантастику а народ его гением считает. Пора становится экспертом в теории "существования белых дыр в прострастве, занимаемом черной дырой", и пусть потом все физики мира докажут что внутри черной дыры нет белой дыры которая порождает свет за счет аннигиляции кварк-антикварков)))))
    • twist > viperr1122 | 08.01.2009 | 22:24 Ответить
      У меня своё мнение о возможности путешествий во времени, может кому-нибудь оно покажется занятным, а впрочем, может быть кто-то дошел до такого же умозаключения раньше.
      Как вы считаете, почему мы живем в таком мире, каким он существует? В нем ничто просто так не изменяется. На мой взгляд, существует три варианта событий, касающихся возможности создания машины времени и путешествий во времени,
      Вариант первый: машина времени невозможна и поэтому никто не может попасть в прошлое и изменить его.
      Вариант второй: машина времени возможна, человек переносится в прошлое, но ничего не может в нём изменить. И третий вариант. Машина времени возможна и человек может изменить что-то в прошлом, но в момент вмешательства в ход истории время как бы разветвляется на два независимых потока. В результате, изменивший историю человек остается в потоке изменённой истории, а второй поток продолжает своё существование, как будто в нём никто ничего не изменял. Вот в этом потоке времени мы с вами и живём, тогда как несчастный, изменивший ход времени в первом потоке, навсегда остаётся в нём. Грустная история, не правда ли? Надеюсь, я предельно ясно изложил свою догадку? Жду отзывов на данную проблему...
      • viperr1122 > twist | 11.01.2009 | 20:46 Ответить
        Ух ты! я думал этот форум уже умер. Ан нет. Что ж, раз вы предлагаете дискуссию то я не против. К сожалению я не верю в путешествия во времени, и вот почему: Представим, что 4-ое измерение (как дополнение к 3-м евклидовым) есть время, и существует способ изменить временную координату какого-либо предмета (ну там человека, или эл-ную волну), и скажем, что попав в прошлое, мы можем изменить будущее. В таком случае что должно происходить: пусть две самые близкие по своему времени временные координаты отличаются на дТ (ну типа дельта т). Скажем что дТ равно году (ну эт не особо важно). Итак, мы сели в машину времени и поехали на 50*дТ (на 50 лет назад) и там грохнули своего деда. Получается, что в этот момент, должно создатся как минимум (потому что в максимуме построется все что идет во времени после времени отправки вас в прошлое) 50 новых вселенных, в которых последствия ваших действий пересчитаются и тогда решится, существуете ли вы вообще. При этом все эти всленные должны будут пройти 50 дТ в считанный момент (ну полгая что изменения должны происходить мнгновенно), а стало быть все события происходящие в них ускорятся в 50 раз. Стало быть, и свет тоже, и скорость света должна тогда быть 50*с. А такого быть не может. Ладно это лирика, тем более даже если подумать, о 4-ом измерении, то сколько же тогда должно быть всего разновременных копий нашей вселенной? и если каждый момент времени, является предком предыдущего, то как образовался первый момент времени, и какой момент времени является самым ранним (до какого предела можно переместиться в прошлое)? Я думаю сейчас машина времени это лишь отличный сюжет для фантастических фильмов и не более. Хотя вот ещё какой мождет быть вариант: что если существует несколько (от 2 и хоть до 10000) разновременных копий нашей вселенной (ну или её какой-то малой части - к примеру солн. системы или земли) , и можно менять эти копии на оригиналы (ну к примеру прилетаем завтра на марс, а там каким он был 5 млрдлет назаж), хотя сложно тогда понять, заморожены ли эти копии или в них идут все прцоессы с нормальной скоростью. Насчет вашей идеи о том что изменивший становится частью нового потока, а старый продолжает жить, - хм увлекательно я вам скажу, но опять же - пишите книгу о челе который прилетел в др. рим, вооружил группу народа автоматами стал королем и терь прекрасно живет богом в новом мире и ничего ему за это не было...А если серьезно то сразу возникают вопросы: и сколько раз можно создавать новые временные потоки? а что будет если кто-то прилетит к нам и изменит наш поток? Почему тогда новые потоки не возникают каждый день от куч наполеонов 25-го века? Это все крайне маловероятно я думаю..Но если у вас есть мысли - постите))
      • protwa > twist | 26.09.2009 | 13:20 Ответить
      • Mister Twister > twist | 17.02.2010 | 23:31 Ответить
        Я тоже склоняюсь к третьему варианту
      • Neznany > twist | 27.08.2012 | 23:43 Ответить
        Я ни за что не поверю, что и вы или кто-то из ответивших не смотрел в детстве х/ф "Назад в будущее", в котором доктор Эммет Браун в далеком 1985 году объясняет и наглядно иллюстрирует мелом на доске парадокс временного континуума - в точности ваш "третий вариант" )
        линк для освежения памяти: http://www.youtube.com/watch?v=5OPkqY9doGE&feature=youtu.be&t=56s
        Или вы еще до выхода фильма в прокат об этом подумали? ))
  • kron  | 09.01.2009 | 14:58 Ответить
    БРЕДЯТИНА СПЛОШНАЯ ЭТА КНИГА!
  • sunbeststar  | 25.02.2009 | 15:04 Ответить
    Не буду отвлекаться на спор со всеми участниками форума, а просто выскажу свое мнение:
    Большой респект и восхищение Стивену Хокингу, талантливому ученому и сильному человеку, который дал и еще даст человечеству во много раз больше чем тысячи человек вместе взятых. Творят и открывают новое единицы, остальные миллионы всего лишь наблюдатели и критики.
  • Korin Molchek  | 04.03.2009 | 14:17 Ответить
    Если внимательно прочитать главу с самого начала, то станет ясно, что рассматривается вопрос не о том, как дедушка убивает своих внуков,попав из пистолета в прошлое, а о том "позволяют ли законы физики так скрутить пространство-время, чтобы макроскопический тело вроде космического корабля могло вернуться в свое прошлое". (Хотя в заголовке стоит и другой вопрос).
    Не понимаю, почему при размышлениях о возможности "путешествия" в прошлое закон сохранения энергии не учитывается. Мне кажется, что в таком случае он должен нарушаться.
  • awn-wgg  | 09.03.2009 | 19:23 Ответить
    Попасть в прошлое самому и убить дедушку слишком сложно. Что будет, если мы переместим в прошлое один атом водорода? Он как-то повлияет на историю? Можно с вероятностью почти 100% сказать, что нет. А создаст ли это новый временной поток? А если переместить 10 атомов водорода, это повлияет на историю? А литр любого газа? Если он просто попадёт в атмосферу, опять же никак не повлияет. А если он попадёт в тело дедушки? Дедушка умрёт от баротравмы. Получается какой-то антропоцентризм. Я не вижу ответов на столь простые вопросы у Хокинга. Что-то здесь совсем не так.

А прошлое мы можем увидеть в любой момент. Посмотрите на небо. Солнце мы видим таким, какое оно было за 500 секунд до этого. Плутон около 6-7 часов назад. И так далее. Прошлое можно увидеть, но нельзя на него повлиять. И не своё, а чужое. А если движение со сверхсветовой скоростью окажется возможным, как предполагают некоторые гипотезы, то и своё тоже. Достаточно улететь, скажем, на 300 световых лет от Земли, чтобы увидеть Петра Первого, имея достаточно совершенную оптику.
    • Dar > awn-wgg | 22.11.2009 | 08:18 Ответить
      По поводу улететь от земли на 300 световых лет и увидеть Петра I - как раз сегодня посетила такая же мысль.
      А если улететь дальше, то можно увидеть и сотворение Вселенной, и то, что было до большого взрыва. Фантастика? - да, но если бы такие вещи были возможны, то любопытно было бы взглянуть.
      • kristinskiy > Dar | 05.09.2010 | 22:35 Ответить
        Для того чтобы попасть в прошлое или будующее,прежде всего нужно чтобы оно существовало.В таких рассуждениях почему то забывают что время придумали люди по той причине что у них есть память.А вообще времени нет , и 4 мерного пространства тоже нет.
  • tril  | 25.03.2009 | 13:30 Ответить
    Хоккинг конечно знаменитый ученый, но знаменитый не значит великий или гениальный. Он в большей степени популяризатор. А эта книжка очень слабовато выглядит, как реферат школьника. не удивительно что он решил заполнить пространство кучей крупных риснуков и рассуждений о судьбе человечества совсем не в тему.
    Могу точно сказать - она далеко не стоит тех денег за которые её продают (хорошо что покупать её не пришлось).
    • usv > tril | 31.05.2009 | 12:49 Ответить
      А если посмотреть на этот вопрос с другой стороны. В прошлое попасть нельзя, а в будущее можно? Например, вещие сны, гадалки предсказывающие (и довольно успешно) будущее. Не могу найти для себя ответа на вопрос: Как можно предсказать будущее если его еще нет? А если оно предсказывается (знаю по собственному опыту) значит оно уже есть. В чем тогда смысл жизни, если все уже есть: прошлое, будущее, настоящее, твоя жизнь, карьера, поступки и пр. Исходя из этой логики, попасть в прошлое может и можно только ничего ты там не изменишь, так же как неизменишь и в настоящем и в будущем, потому что все предрешено.
  • Stringman  | 21.07.2009 | 11:50 Ответить
    Честно говоря, название книги "The Universe in a Nutshell" переводится как "Кратко о Вселенной" (см. http://lingvo.yandex.ru/en?text=in+a+nutshell&st_translate=on). Очень сомневаюсь, что "ореховая скорлупка" упоминается в тексте.
    • sobolev > Stringman | 18.10.2010 | 18:32 Ответить
      Nutshell переводится как ореховая скорлупа, а universe - как Вселенная; мир. Получается "Мир в ореховой скорлупе")Если честно книгу не читал, но прочту.
      • mitka > sobolev | 24.04.2011 | 08:27 Ответить
        Тут игра слов между буквальным и переносным смыслом выражения "in a nutshell", которая потерялась в переводе.
  • kovipe  | 05.05.2010 | 11:46 Ответить