Блог проекта AMVA4NewPhysics рассказывает о тонкостях анализа данных LHC

Все крупные проекты по физике элементарных частиц включают в себя и образовательные инициативы. Это касается не только экспериментальных групп, работающих с конкретной установкой, но и коллективных грантов. Один из примеров таких грантов с мощной образовательной составляющей — это проект AMVA4NewPhysics, финансируемый европейской научной рамочной программой Horizon2020 через программу Marie Sklodowska-Curie Innovative Training Network. Проект AMVA4NewPhysics связывает девять научных коллективов по физике элементарных частиц и несколько партнерских организаций в единую научно-образовательную сеть. Задача проекта — разработать и внедрить еще более мощные статистические методы для анализа данных Большого адронного коллайдера, а также обучить этим методам молодых исследователей.

В рамках этого проекта активно ведется коллективный научно-популярный блог, посвященный тонкостям анализа данных LHC. Некоторые из записей этого блога вполне адаптированы для широкой публики, интересующейся работой коллайдера. Например, в сообщении Brazil Bands: What Are They? рассказывается о том, как «читать» традиционный зелено-желтый график поисков новых частиц или явлений. Его часто называют «бразильским» — по цветам бразильского флага. Читатели нашего проекта неоднократно с ним встречались еще несколько лет назад, когда хиггсовский бозон искали на Тэватроне и LHC (см., например, новость Представлены первые серьезные данные LHC по поиску бозона Хиггса).

Другая история про статистический анализ, Story of a Failed Resonance, касается недавнего «открытия» на DZero нового тетракварка и последовавшего почти сразу закрытия его экспериментом LHCb (см. наши сообщения Тэватрон нашел еще один тетракварк и LHCb ставит под сомнение реальность обнаруженного недавно тетракварка X(5568)). Другие сообщения рассказывают о тонкостях работы различных алгоритмов анализа данных.

Хотя блог ориентирован на молодых исследователей и потому технически чуть более сложен, чем наш проект, его всё равно можно порекомендовать всем, кто интересуется работой LHC. К тому же многие сообщения касаются не непосредственно науки, а повседневной жизни молодых исследователей в разных странах.

• VICTOR  | 18.01.2017 | 14:03 Ответить
    А по поводу частиц, "открытых" на "Тэватроне". Есть все же какие-то адроны, которые должны рождаться при столкновениях протон-антипротон с куда большей вероятностью даже при в 10 раз меньшей энергии протонов (и как я понимаю - куда меньшей светимости) относительно старого коллайдера? Или партоны все равно одни и те же (кварки, антикварки, глюоны) и никаких эффектов быть не может?
    • Игорь Иванов > VICTOR | 19.01.2017 | 02:37 Ответить
      В жестких столкновениях рождаются сначала кварки, антикварки, и глюоны, а уэе потом они складываются в адроны. С ростом энергии набор кварков становится более разнообразным. Если на нескольких Гэвах рождаются только легкие, то при десятках Гэвов появляются c- b- и топ-кварки (последние, впрочем, для адронов не важны). Поэтому _новых_ адронов при низких энергиях, которых не было бы при высоких, ожидать не приходится, обычно все наоборот. Но конечно может оказаться так, что какой-то конкретный процесс при низких энергиях будет намного более вероятен, чем при высоких. Например, аннигиляция протона-антипротона небольшой энергии в нейтрон-антинейтронную пару куда вероятнее при очень низких энергиях, чем при высоких. Или более серьезный пример: строящийся в Дубне ионный коллайдер NICA сможет прощупать фазовую диаграмму ядерной материи в той области, которую не может прощупать LHC, несмотря на то, что энергия на NICA будет намного ниже. Потому что не энергией одной определяется физика процесса.
      • VICTOR > Игорь Иванов | 19.01.2017 | 18:26 Ответить
        И ещё тогда 1 вопрос - как раз про разгон ионов.
        "8,16 ТэВ на нуклонную пару" (отсюда:
        - это в смысле умножить это значение ... 82 (глянул на новость, что на год раньше), что бы сравнивать со значениями 7-13 ТэВ полной энергии нужно?
        Это я ещё пытался понять, насколько много теряет такое ядро на излучение при движении по кольцу? Все же больше, чем протон с энергией 8,16 ТэВ?
        А про случай, что рождаются нейтроны только - это более-менее понятно. Особенно - если энергия меньше у пары протон+антипротон, чем 2518 МэВ.
        ---
      • ovz > Игорь Иванов | 22.01.2017 | 21:04 Ответить
        Игорь. Может быть несколько странный и очевидный для вас вопрос. Во всех диаграммах Феймана возникают как правило мезоны. А могут ли в результате адронизации возникать барионы? Если да, как это происходит?
        • VICTOR > ovz | 23.01.2017 | 00:10 Ответить
          Как я понял, глюонная "струна" может разорваться только на 2 частицы.
        • poluekt > ovz | 24.01.2017 | 12:32 Ответить
          Конечно могут, только должно сохраняться барионное число. Пары барион-антибарион рождаются со свистом. В терминах диаграмм Фейнмана, если у вас в начальном состоянии были кварк с антикварком, надо родить из вакуума еще две пары кварк-антикварк, которые потом адронизуются в барион-антибарион. Правда, вероятность такого процесса как правило меньше, чем для рождения мезонов.