Вышел подробный обзор о форвард-физике на LHC

В журнале Journal of Physics G: Nuclear and Particle Physics опубликован в открытым доступе 350-страничный обзор LHC forward physics, посвященный так называемой форвард-физике на Большом адронном коллайдере; препринт этой статьи есть в архиве е-принтов (arXiv:1611.05079). Форвард-физикой, или адронной дифракцией, традиционно называют подраздел физики сильных взаимодействий, изучающий такие столкновения адронов большой энергии, в которых все рожденные частицы летят почти вперед (отсюда и слово forward). На диаграмме быстрота-угол такие события характеризуются большой щелью по быстроте. За такие события отвечает коллективный сильновзаимодействующий объект померон и другие подобные образования. Изучение закономерностей таких событий позволяет «прощупать» сильные взаимодействия с новой стороны, недоступной в других процессах, поэтому форвард-физика фигурирует отдельным пунктом в научной программе LHC.

Мы уже писали о нескольких примерах таких исследований: TOTEM изучил упругое рассеяние протонов в недоступной ранее области, ATLAS измерил полное сечение протонных столкновений, Блог ATLAS рассказывает о тонкостях изучения «мягких» адронных процессов и другие. Опубликованный обзор подробно освещает теоретическую сторону дела этих и других таких процессов, технические аспекты работы детекторов, а также полученные на LHC результаты.

• denis_73  | 29.12.2016 | 17:05 Ответить
    Чего-нибудь новое нащупали?
    • PavelS > denis_73 | 29.12.2016 | 17:25 Ответить
      Насколько я (не)понимаю, работы можно условно поделить на 2 группы. 1) поиск новой физики 2) уточнение методов расчета адронных процессов.

Теоретические модели коллективных эффектов в адронах столь сложны, что "нащупать" тут новую физику очень сложно. Любой новый эффект тонет в бездне деталей, которые теоретически известны, но математически не поддаются точным расчетам. Так что прорыва в плане "новой физики" тут вроде как пока что не ждут.

Придёт Игорь, скажет как на самом деле.
      • Игорь Иванов > PavelS | 29.12.2016 | 21:07 Ответить
        Вы слишком упрощаете ситуацию. В физике частиц «новое» — это не только новые частицы, но и новые явления с известными частицами. Вспомните про физику конденсированного состояния: там частицы все известные, но многообразие явлений — зашкаливает. В физике сильных взаимодействий тоже есть много плохо понятых явлений, которые возникают _динамически_, а не сводятся к простому взаимодействию кварков и глюонов.

Форвард-физика изучает специальный кинематический режим, в котором такие динамические явления и происходят. Да, это не та Новая физика, за которой охотится большая часть ФЭЧ, но это тоже очень большая область. И задачи здесь именно фундаментальные, а не просто «поточнее рассчитать сложный процесс».
        • nicolaus > Игорь Иванов | 06.01.2017 | 21:34 Ответить
          “Вспомните про физику конденсированного состояния: там частицы все известные, но многообразие явлений — зашкаливает”

Возвращаясь к старом разговору, у меня вопрос: Игорь, что определяет это разнообразие? Только комбинаторика частиц с простыми свойствами?
          • nicolaus > nicolaus | 11.01.2017 | 13:07 Ответить
            Этот разговор о «генетическом коде» вселенной, который перешел в наш мир из предыдущего мира через «большой взрыв», об эволюции материи, которая на настоящей этапе своего развития достигла такого совершенства, что стала возможна живая материя, возник разум и сама материя осознала самою себе. Я вижу все больше понимание, что на самом деле это является истиной. Иначе, откуда взялось многообразие явлений, которое зашкаливает?